Дмитрий Владимирович Веневитинов, проживший всего 22 года, оставил яркий след в истории русской культуры. Его современники запомнили его как необычайно образованного и талантливого человека. Веневитинов был разносторонним творцом: он занимался живописью, создавая впечатляющие полотна, сочинял музыку и исполнял её, исследовал теорию музыкального искусства. Его интерес к античной литературе позволил ему читать в оригинале произведения писателей Древней Греции и Рима, а также переводить Софокла и Горация. Под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина Веневитинов начал изучать русские древности и путешествовал по старинным городам России. Карамзина он считал не только выдающимся историком, но и мастером литературного искусства, причислив его труд к эпической поэзии.
С юных лет Дмитрий получал частные уроки у профессоров Московского университета, изучая математику, философию и изящную словесность. Его друзьями и учителями были Алексей и Фёдор Хомяковы. Современники отмечали философскую глубину его ума, что позволило ему стать заметной фигурой среди интеллектуальной элиты своего времени.
Эпоха Веневитинова и круг общения
Веневитинов жил в эпоху, когда в России творили такие выдающиеся поэты и писатели, как Александр Пушкин, Владимир Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Фёдор Тютчев, Антон Дельвиг, Николай Языков, Денис Давыдов, Пётр Вяземский и Василий Жуковский. С кем-то из них он был знаком лично, с кем-то его связывала дружба или общее дело. Михаил Лермонтов, которому в год смерти Веневитинова исполнилось 13 лет, спустя три года написал эпитафию в его память.
Современники часто сравнивали Веневитинова с европейскими поэтами — Байроном, Гёте и Шелли, прежде всего из-за его внешности. Высокий, статный, с благородными чертами лица и сияющим умом во взгляде, он действительно напоминал идеальный образ поэта-романтика. В 1826 году французский художник Ансельм Лагрене запечатлел его портрет, который до сих пор воспроизводится в книгах о Веневитинове. Этот образ, отражающий сочетание красоты и мечтательности, породил множество мифов о поэте как о возвышенном и романтичном гении.
Дом Веневитиновых и связь с Пушкиным
В Москве, в Кривоколенном переулке, дом семьи Веневитиновых украшен двумя мемориальными досками. Одна из них указывает на то, что здесь жила семья поэта, а другая посвящена событию, произошедшему в 1826 году: в этом доме Александр Сергеевич Пушкин читал «Бориса Годунова». Это чтение состоялось вскоре после возвращения Пушкина из ссылки по ходатайству Карамзина. Именно в этот период Веневитинов написал статью о первой главе «Евгения Онегина», которая вызвала одобрение Пушкина. Поэт отмечал: «Это единственная статья, которую я прочитал с любовью и вниманием. Всё остальное или брань, или переслащенная дичь».
Пушкин высоко ценил Веневитинова, приглашая его на литературные чтения и обсуждая с ним свои замыслы. Среди тем их бесед были идеи создания «Самозванца», «Моцарта и Сальери», сцен из «Фауста» и «Графа Нулина». Общение с Пушкиным оказало глубокое влияние на мировоззрение Веневитинова. Хотя их взгляды не всегда совпадали, именно в спорах о русской культуре и литературе рождались идеи, определившие направление творчества молодого поэта.
Образование и становление личности
Дом Веневитиновых был типичным дворянским «гнездом» своего времени. Род семьи был древним и заслуженным, с обширными поместьями в Воронежской губернии. Родители Дмитрия слыли просвещёнными людьми и устраивали в своём московском доме вечера, куда приглашались художники, музыканты и писатели. После смерти мужа Анна Дмитриевна, мать поэта, сумела превратить свой салон в одно из главных культурных мест Москвы. Она лично занималась воспитанием сына до восьми лет, а затем поручила его образование гувернёрам. Среди его наставников были капитан наполеоновской армии Дорер и грек Байло, благодаря которым Веневитинов получил глубокое классическое образование.
В 17 лет Дмитрий закончил домашнее обучение и стал посещать лекции в Московском университете как вольнослушатель. Особенно он выделял беседы-диспуты профессора Мерзлякова, посвящённые литературе. Во время этих встреч Веневитинов поражал слушателей своей логикой и глубиной суждений, часто выступая главным оппонентом преподавателя. Спустя несколько лет он даже написал статью о недостатках теории Мерзлякова, что свидетельствует о его серьёзном подходе к литературной критике. Веневитинов также изучал философию под руководством М. Г. Павлова и И. И. Давыдова, уделяя особое внимание трудам немецких мыслителей.
Общество любомудров
В университете вокруг Веневитинова сформировался круг единомышленников, положивший начало новому поколению русских романтиков. Они стремились к созданию оригинальной отечественной философии, которая должна была стать основой для новой русской литературы. Так возникло Общество любомудров, во главе которого стояли Дмитрий Веневитинов и Владимир Одоевский. Название общества отражало его главную цель — любовь к мудрости. Члены общества вдохновлялись трудами античных и немецких философов, особенно Шеллинга, идеи которого находили отражение в их поэтических поисках.
Одной из центральных тем творчества Веневитинова стала гармония между миром и человеком, между идеальным и реальным. Поэт видел в природе источник вдохновения и формы искусства. Для него природа была не отвлечённым философским понятием, а живой частью русской действительности, будь то подмосковные пейзажи или виды Воронежской губернии. В 1824 году поэт посетил семейные имения в Воронежской области, что вдохновило его на создание новых произведений.
Архивные юноши и служба
В 1826 году Веневитинов вместе с друзьями выдержал экзамен для поступления на государственную службу и был принят в Московский архив коллегии иностранных дел. Молодых служащих прозвали «архивными юношами», и их образы были увековечены Пушкиным в седьмой главе «Евгения Онегина». Позже Веневитинов переехал в Санкт-Петербург, где поступил в Азиатский департамент Коллегии иностранных дел. Здесь он не только продолжал служебную деятельность, но и активно участвовал в культурной жизни столицы, посещал музеи, концерты, встречался с декабристами и увлекался изучением восточной культуры.
Однако климат Петербурга оказался губительным для здоровья Веневитинова. Обострилась болезнь лёгких, и в 1827 году он скончался. Несмотря на осознание своей скорой кончины, поэт продолжал работать, заботился о матери, друзьях и службе. Его смерть вызвала волну скорби среди современников. Прощаясь с Веневитиновым, за его гробом шли Пушкин, Мицкевич и другие выдающиеся писатели.
Наследие Веневитинова
Поэзия и проза Дмитрия Веневитинова оказали влияние на многих русских поэтов. Его творчество, пронизанное философскими размышлениями о гармонии мира и человека, нашло отклик в стихах Лермонтова и Некрасова. Идеи и образы, созданные Веневитиновым, продолжали жить в русской литературе, формируя её духовные ориентиры и обогащая лирическое сознание последующих поколений.