Тиктокер или будущий врач? Как помочь ребенку с выбором профессии

Когда пора говорить с ребенком о будущей профессии? В 7, 12, а может быть, только в 15 лет? Психолог, кандидат психологических наук Елена Мильто уверена — лучше начинать диалог с малых лет. Как правильно это делать, эксперт рассказала АиФ.ru.  

1. Забыть установки

Еще до рождения малыша родителям нужно уяснить одну простую вещь — у будущего ребенка будет набор генов, и как они переплетутся, известно одному Богу. Сформируется ли у наследника предрасположенность к музыке, как у мамы, или исследовательский математический ум, как у папы, никто не знает. Однако важно «на берегу» согласиться с тем, что это отдельный человек со своими стремлениями и способностями.

Рассуждения по поводу престижа и перспектив той или иной профессии лучше держать при себе. «Быть биологом немодно», «Музыканты много не зарабатывают» — забудьте эти установки. Новый человек будет жить в новое время, в новом обществе, о котором родителям ничего неизвестно. Их миссия заключается в другом: мама с папой должны научить ребенка быть счастливым, найти свое предназначение, жить в гармонии с собой и окружающими. А это, надо сказать, еще тот труд!

2. Наблюдать

Родители должны наблюдать, анализировать, фиксировать (идеально если в отдельный блокнот или документ) то, к чему тянется ребенок, что ему нравится, что вызывает интерес. Это первые посылы суперранней профориентации, которая внесет огромный вклад в становление вашего чада завтра.

Но наблюдать это не значит направлять (напоминаю про первый пункт!). Наблюдать — помогать с вариантами, предлагать разнообразие, расширять горизонты возможного, показывать мир и следить за реакциями, выделяя главные сферы с положительными откликами и просьбами «покажи еще».

3. Говорить

С ребенком надо говорить. Серьезно, на понятном языке, обо всем происходящем в его жизни, жизни окружающих, стране. Такие беседы помогают разобраться в ситуации, выработать своё мнение, не впадать в тревожность и страхи.

Отдельная тема — разговор о будущем. Дети живут в настоящем. У них нет завтра, есть только сейчас. До 3 лет — абсолютно нет, затем условно нет — до 5 лет. Именно поэтому активно играющему малышу непонятно, зачем надевать шапку на улицу, если он разгорячен в моменте. Шапка — это же про будущее.

Читайте также  Кардиологи США определили приоритетные группы вакцинации против коронавируса

4. Объяснять 

Примерно с трех лет можно заводить со своим чадом «профессиональные» разговоры. Невозможно понять, что означает «ходить на работу». И это классная тема для общения: труд, профессиональный рост, развитие в чем-то захватывающем. Ребенок не должен бояться работать. А это зависит только от взрослого. Если мама каждый вечер приходит домой разбитая, кричит, проклинает босса, коллег, маленькую зарплату, вряд ли в такой обстановке ее сын или дочь захотят трудиться. Вы сами закладываете установку «работа — это тяжело, дешево, вокруг одни дураки».

Важно осознавать, где и кому мы демонстрируем свое недовольство. А еще лучше вовремя поменять работу или отношение к ней (найти плюсы), не заталкивая самих себя в состояние несчастья.

5. Фантазировать

С 5-6 лет ребенку свойственны бурные фантазии, в том числе на тему «кем я стану». Каждый малыш с удовольствием рассказывает, что он будет поваром, полицейским, продавцом, геймером, а может быть, врачом, как папа. Но в этих фантазиях нет глубины, именно родители должны помочь наполнить их смыслом. Например, рассказать, что папа-врач делает на работе или в чем заключается труд продавца. Не уничижая, а по факту.

У нас в стране принято пугать фразами: «Не будешь хорошо учиться — станешь дворником/официантом/продавцом». А это приводит к тяжёлым психологическим сбоям и формированию необоснованного пренебрежения к представителям некоторых профессий. 

6. Пробовать

В 5-6 лет ребенку хочется все попробовать. И здесь важно снова побороть свои личные установки и по-честному показать ему мир. Когда мальчик тянется к куклам, наряжает их, придумывая новые шляпки, попробуйте не бить по рукам и запрещать, а представить, что это будущий Зайцев, Лагерфельд, Юдашкин и дать свободу действий.

Или девочка отказывается помогать готовить — ей неинтересно все, что происходит на кухне, но при этом она с удовольствием ковыряется в земле, разбирая червячков, рассматривая слизней. Не надо заставлять ее чистить картошку и варить борщ. Может быть, она будущий биолог.

 7. Помогать

Когда ребенок идет в начальную школу, то испытывает колоссальный стресс. Жизнь разделяется на «до» и «после». Важно не просто разговаривать с ним, поддерживая, важно реагировать, помогая. Не секрет, что одноклассники бывают жестокими, да и педагоги иногда не следят за тем, что говорят.  Дело не в их яростном желании нанести психологическую травму, обычно это происходит от собственной неудовлетворенности жизнью, работой. В итоге в адрес ребенка летят обидные слова: «Криворукий!», «Кто так рисует!», «Как курица лапой».

Читайте также  Вакцина от гриппа снижает риск смерти и госпитализации

Подобные замечания способны навсегда отбить у школьника желание стараться, рисовать, писать и пр. Помогайте ему разобраться в сложной ситуации, защищайте его личные границы, объясняйте и будьте рядом.

8. Развивать 

В 5-8 лет остро встает вопрос: развивать сильные стороны или подкачивать слабые? Допустим, ребенок не очень активен в физическом плане, но зато легко решает шахматные задачи. Что делать родителям? Отдавать в шахматную секцию или, например, секцию бокса? Перед выбором стоить посоветоваться с хорошим детским психологом. И все-таки, если рассматривать этот конкретный случай, я бы добавила немного физической активности. Может быть, не такой агрессивной, как бокс. 

Возможно, именно в этот период вы поймете, что ребенок рожден для спорта. Но если он очевидно не спортсмен (не вам лень возить его на тренировки, а реально показатели не в пользу спорта), добавка умеренной физактивности в удовольствие обязательно пойдет на пользу телу и характеру.

9. Балансировать

Нереализованные амбиции мамы или папы — страшная штука для их ребенка. Родители способны замучить свое чадо, таская его на уроки ненавистного фортепьяно или на концерты только потому, что в молодые годы мама мечтала окончить музыкальную школу, но что-то пошло не так. Сколько у вас знакомых, которые зачем-то теряли время в «музыкалках», сбегая оттуда, болея, лишь бы не ходить?

Следуйте за интересами и способностями маленького человека, усмиряя свои амбиции и просто модные «хотелки».

Сегодня «мудрый» Инстаграм рекомендует осваивать все и сразу: китайский язык, конный спорт, фигурное катание, шахматы, лепку из глины, футбол и т.д. Ну а пение, художественную школу и ментальную арифметику даже за нагрузку уже никто не считает.  Умейте находить баланс во всем!

10. Играть 

Примерно с 9-10 лет ребенок хорошо может усвоить знания о какой-то профессии, играя. Например, через экскурсии на предприятие или онлайн-игры, где нужно правильно принять профессиональное решение — испечь торт, который должны оценить посетители его виртуального кафе.

Подойдут игры и по типу «угадай», когда ребенок отвечает на вопросы чем пахнет профессия, чем наполнен день того или иного работника, какие качества ему нужны, чтобы реализовать себя и пр. Встречи с родителями, которые рассказывают в классе о своей деятельности, именно в этом возрасте тоже чрезвычайно полезны.

11. «Прыгать» вместе 

Подросток испытывает стресс от обилия новых предметов в школе, дополнительных нагрузок в секциях и прочей занятости (отчетные концерты, олимпиады и т.д.). Это сложно. Он ищет себя. То хочет научиться играть на гитаре, то с головой уходит в изучение английского, потом может переключиться на программирование или волейбол. Родителям кажется, что подобного рода «прыжки» от одного к другому ненормальны, что их чадо очень легко и несерьезно ко всему относится. На самом деле нет. Это поиск и самоопределение, которые в более юном возрасте не были удовлетворены в полной мере. Пусть ищет. 

Читайте также  Аквариум от стресса. Почему полезно наблюдать за рыбами?

Если вас удручает финансовая сторона вопроса, вы протестуете после каждого нового заявления «купи гитару» или «купи курс английского», выход тут не запрещать и ругать за легкомыслие. Вместе найдите решение проблемы. Сейчас доступна масса вариантов, как без денег попробовать что-то новое (ту же гитару можно взять напрокат, есть пробные бесплатные уроки). Важно не принести на блюдечке готовое решение, а найти его вдвоем.

12. Размышлять 

Примерно в 13-15 лет мы ждем, что ребенок определится с профессией и уже начнет готовиться к поступлению в вуз. Но используемые сегодня ОГЭ и ЕГЭ совсем не про знания и погружение в предмет, а про жуткий стресс и потерю огромного количества времени на научение сдавать сам экзамен.

Родители и учителя паникуют, ребенка загоняют в страхи со всех сторон. Здесь важно подставить плечо школьнику. Помочь не провалиться в тревожность, спланировать подготовку, и о будущей профессии подумать через размышления и рассуждения. Сам ребенок на них не способен. Только вместе с вами и не за один раз получится нащупать что-то подходящее, поэтому запаситесь терпением.

13. Пройти за руку

Сегодня существует множество профориентационных центров, специалисты в формате онлайн и офлайн предлагают разные формы поддержки ребенка в выборе. Изучите этот вопрос сами и вовлеките в него свое чадо. Лишним мнение экспертов не будет. А тесты могут направить ваши размышления в правильное русло.

Выбор профессии — не та задача, которую можно решить за пару дней или даже пару месяцев, поэтому на вопрос «Когда нужно говорить с ребенком о будущей профессии?», я отвечаю «Всегда». Начинайте прорабатывать эту тему уже в юном возрасте.  
 

По материалам: aif.ru

Источник: bober-med.ru

Мои Правила