Александр Рубашкин. Слово звучавшее…

 

СЛОВО ЗВУЧАВШЕЕ

Александр Рубашкин

Цитируется по: День поэзии 1985:Сборник/Сост. С. Ботвинник, Ю. Скородумов. – Л.: Сов. писатель, 1985. – 352 с.

Стихи на ленинградском радио в дни войны

Тема поэтического слова, звучавшего по ленинградскому военному радио в годы блокады, ассоциируется прежде всего с именем Ольги Берггольц. Это имя стало символом силы духа и непокорности, и её стихи, прозвучавшие в эфире, олицетворяют всю ту несломленную волю, которую город выносил в условиях войны. Но Берггольц была не единственной поэтессой, чьё слово звучало для жителей блокадного Ленинграда. В это время выступали и другие известные авторы — Н. Тихонов, А. Прокофьев, В. Инбер, Вс. Азаров, В. Саянов. Эти имена тоже тесно связаны с историей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Однако в этой статье хочется вспомнить и другие имена поэтов, чьи произведения, несмотря на свою разную ценность, также стали частью блокады — теми самыми словами, которые помогали выдержать, выстоять и победить.

Стихи, звучавшие в эфире, стали важной частью моральной поддержки для тех, кто оставался в осаждённом городе. «Никто не забыт и ничто не забыто», — эти слова Берггольц отразили суть того, что важно сохранить память о тех, кто выстоял в самые тяжёлые моменты. В этом контексте вспомним имена поэтов, чьи стихи стали голосом Ленинграда, его душой.

М. Светлов и его стихи о Ленинграде

Одним из первых поэтов, которые принесли свои стихи в блокированный Ленинград, был М. Светлов. Его творчество также неразрывно связано с военным временем. Вместе с Л. Славиным он добрался в Ленинград буквально за несколько часов до того, как город оказался в блокаде. 11 сентября 1941 года, когда блокада уже была неизбежной, Светлов встал у микрофона и произнёс слова, которые навсегда остались в памяти: «Я советский поэт, живущий в Москве, приехал в Ленинград, чтобы вместе с дорогими мне людьми быть на защите великого города Ленина…»

Затем он начал читать свои стихотворения. Среди них были знаменитые произведения «Клятва», «Ночь под Ленинградом», «Ленинград». Эти стихи наполнены неизмеримой силой воли, патриотизмом и верой в победу. Они звучали как заклинания, призывающие людей к сопротивлению и не дающие им забыть о долге перед Родиной и перед самим собой.

Особое место среди этих произведений занимает стихотворение «Ленинград». Светлов обращается к городу, придавая ему человеческие черты, рисуя его как живое существо, которое переживает испытания, но остаётся стойким и несокрушимым. Эти стихи стали не только художественным произведением, но и моральной поддержкой для жителей Ленинграда, чьи силы были на пределе.

Здесь земля победами дышала…
Виден всей земле издалека
Ленин у Финляндского вокзала,
Говорящий речь с броневика.

Сатирические стихи и фельетоны в блокадном Ленинграде

Для радиопередач в блокадном Ленинграде особенно важным компонентом стали сатирические стихи и фельетоны. Эти произведения выполняли не только развлекательную, но и мобилизующую функцию, помогая сохранить боевой дух населения. Сатира и юмор, несмотря на страшные условия войны, были необходимы, чтобы поддерживать в людях веру в победу и дать им возможность хоть немного отвлечься от ужасов блокадного быта. В первой половине 1941 года для радиовещания такие тексты писал в том числе и Ольга Берггольц, но позже, осенью и зимой того же года, основные авторы сатирических разделов «Радиохроники», программы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни ленинградцев, были другие.

Читайте также  Книги авторства поэта Евгения Язова

В. Зуккау-Невский, А. Флит, Б. Тимфеев и В. Волженин

Особое место среди авторов сатирических текстов для радио занимали В. Зуккау-Невский, А. Флит, Б. Тимфеев и В. Волженин. Каждый из них вносил свой вклад в поддержание морального духа жителей Ленинграда в этот тяжёлый период.

Роль Волженина была особенно заметной. Он стал одним из основных авторов фельетонов для радио. Сложность его работы заключалась не только в том, что она требовала ежедневной творческой активности, но и в том, что Волженин часто писал свои тексты, преодолевая вражеские обстрелы. В условиях блокады, когда трамваи стояли, а многие улицы были заблокированы, поэт шёл на свою работу через обстреливаемый город, чтобы утром представить новый антифашистский фельетон. Эта ежедневная борьба с внешними и внутренними трудностями отразилась в его творчестве. В январе 1942 года Волженин не смог больше выдержать, а в феврале того же года его не стало. Его вклад в сатирическую литературу для радио был огромен, и его работы стали важной частью радиовещания тех тяжёлых дней.

А. Прокофьев как сатирик

А. Прокофьев, известный своим поэтическим талантом, во времена войны также активно писал сатирические стихи, которые звучали в эфире радиопередач. Ему принадлежит ряд частушек, адресованных немецким захватчикам, в том числе новый текст популярной народной песни «Камаринская», в котором жестко и с юмором высмеивались фашистские вожди. Гитлер в этих стихах воспринимался как объект насмешек, а простая русская пословица, «хлебать бы молоко, да рыло коротко», использовалась для того, чтобы выразить презрение к нацистскому руководству.

Прокофьев стал одним из тех, кто поднимал моральный дух советских граждан с помощью сатиры. Его частушки звучали с грубой и прямой насмешкой над фашистами, показывая, что русские не боятся врага и могут смеяться даже в самые тяжёлые моменты. Такие произведения были важным средством борьбы с нацизмом, своего рода «оружием» на фронте информационной войны.

Л. Кронфельд и его стихотворения

Важным элементом радиопередач для молодёжи и в «Радиохрониках» стали стихи Л. Кронфельда. Его произведения нередко отражали чувства ленинградцев, гордость за выживание и стойкость, которые они продемонстрировали в условиях блокады. Кронфельд был поэтом, который на своём примере показывал, что люди города не сдадутся, несмотря на трудности. Его стихи стали не только образом надежды, но и выражением гордого сознания того, что пережито.

Его поэзия становилась своего рода моральной опорой, напоминанием о том, что Ленинград, несмотря на тяжелейшие условия, продолжает сопротивляться, что жизнь в городе продолжается, а враг не может победить. Эти стихи были важным элементом радиопередач, помогая жителям города выжить в условиях полной изоляции и постоянного стресса.

…И те, кто в книгах об этом прочтут,
завидовать нам должны,
Что в Ленинграде прожили мы
в грозные дни войны —

так начиналась одна из передач 1 января 1943 года И раньше это же ощущение причастности к истории жило в стихах. Оно проявилось, например, в стихотворении известного прозаика Л. Успенского «Память», звучавшее по радио 8 апреля 1942 г. Автор с трудом вспомнил о нём, когда я показал переписанный в архиве текст. Приведу его здесь.

Когда-нибудь, когда пройдут века,
Чреватые то радостью, то горем,
(Как в поздний час над этим серым морем
Тяжёлые проходят облака),

Когда-нибудь — про наш малейший миг,
Про время то, что нам в удел досталось,
Про нашу жизнь, про бодрость, про усталость —
Напишут люди много мудрых книг.

Когда-нибудь (вздохни: когда-нибудь!)
В такие ж вот туманные потёмки
Придут сюда, на древний этот Путь,
Толпою многоликою потомки.

Их память будет воспламенена
Сияющей во мраке славой нашей,
Они почтят признательною чашей
Торжественные наши имена.

Они помянут речью благодарной
Тот далеко ушедший в вечность век,
Когда сквозь смерть и гибель человек
Водил людей к победе легендарной.

Они познают многое. Но всё ж
Не им постигнуть то, что сам ты знаешь:
Как ты, мой современник, умираешь,
Как дышишь ты, что видишь, чем живёшь…

Нет, это нам даровано судьбой,
Нам ведомо высокое участье,
Любовь и голод, ненависть и счастье,
Упрямый труд и непрестанный бой.

Мы помним всё: как хмурилась погода,
Как мир дрожал, внезапно одряхлев,
Как в декабре мучительного года
Бил по врагу из всех орудий «Ф».

И славу нашу мы не изувечим:
В больших и малых светлых именах,
Как бы в неизгладимых письменах,
Предание о грозных временах
Мы в памяти людей увековечим.

Поэтические выступления на радио в годы войны

Читайте также  Биография и творческий путь Эдуарда Успенского

Помимо отдельных чтений или использования стихов в различных радиопередачах, таких как «Радиохроника», передачи для флота и других подобных форматов, существовала ещё одна важная форма поэтического выражения — творческие отчёты. Эти передачи представляли собой целые программы, посвящённые творчеству конкретных поэтов, таких как А. Решетов, Н. Браун, В. Саянов, Б. Лихарёв, А. Прокофьев и других. Иногда стихи исполнялись авторами лично, но в большинстве случаев их читали дикторы или артисты. Перед стихами, как правило, шло вступление, которое знакомило слушателей с автором или содержанием произведений. К примеру, критик Е. Добин, служивший на Балтике, представлял Н. Брауна, знакомя аудиторию с творчеством А. Прокофьева. В этих передачах слушатели узнавали не только о литературном пути поэтов, но и о их боевом прошлом — так, например, стихи Лихарёва часто были связаны с партизанской жизнью, а сам автор, вернувшийся с фронта, делился своим опытом через поэзию.

Перечень поэтов, чьи стихи звучали на ленинградском радио

Можно составить список поэтов, чьи стихи звучали в эфире ленинградского радио во времена войны. Среди них такие имена, как Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Илья Авраменко, Ольга Берггольц, Николай Браун, Семён Бытовой, Елена Вечтомова, Владимир Волженин, Александр Гитович, Михаил Дудин, Владимир Иванов, Вера Инбер, Юрий Инге, Алексей Лебедев, Владимир Лифшиц, Борис Лихарёв, Дмитрий Левоневский, Пётр Ойфа, Людмила Попова, Александр Решетов, Всеволод Рождественский, Елена Рывина, Сергей Спасский, Николай Тихонов, Зинаида Шишова, Александр Фидровский и Александр Яшин. Наверняка этот список не полон, так как в эфирах звучали также стихи лейтенантов, таких как А. Чепуров и Н. Евстифеев, а также критиков, например, В. Мануйлова и А. Тарасенкова. Одной из знаковых фигур, выступавших на радио в Ленинграде, была М. Алигер, которая посетила город весной 1942 года.

Роль стихов в блокадном Ленинграде

Отдельно стоит отметить, насколько важную роль сыграли стихи Владимира Маяковского в блокадном Ленинграде. Его произведения активно цитировались в ленинградских газетах, на радио, а также использовались в наглядной агитации. Маяковский стал символом мужества и стойкости, его стихотворения были актуальны и нужны в те тяжёлые дни. Не менее значимыми были стихи Константина Симонова, Александра Суркова, Ивана Уткина, Якова Хелемского и многих других поэтов. Эти произведения, звучащие на радио, становились своего рода символом сопротивления и живой связи между жителями города и теми, кто продолжал сражаться на фронте.

Читайте также  Лев Озеров. Вместо автобиографии

Значение поэзии для ленинградцев

Подобные перечисления поэтов и их произведений не дают лишь поверхностного представления о культуре того времени. Они помогают понять, насколько важной частью жизни ленинградцев в блокадные дни была поэзия. Вспоминает Ольга Берггольц, что никогда слушатели не воспринимали стихи так, как это было в ту зиму — голодные, измученные, но живые ленинградцы слушали стихи с особым вниманием и внутренним переживанием. Эти слова становятся более чем справедливыми, когда видишь список имён, которые сформировали поэтическую атмосферу блокадного города.

Стихи как часть информационного потока на радио

Стихи в то время подавались не отдельно, а часто в контексте других материалов. Радиопередачи включали сводки «Информбюро», статьи Ильи Эренбурга, очерки Н. Тихонова, а также стихи, которые читались после таких программ. В одном из выпусков «Радиохроники» перед очерком Н. Чуковского о том, как истребители наступают, звучали стихи И. Авраменко, а в другом выпуске, после исполнения фронтовых частушек, передавали очерк Ольги Берггольц. Это подчеркивает, как поэзия органично вписывалась в общий информационный поток, становясь неотъемлемой частью радиовещания тех лет.

Эти выступления поэтессы имели не меньший отклик, чем стихи, среди откликов встречались и стихотворные. Учительница В. Завитаева писала на радио:

Здесь прадеды мои когда-то жили,
Здесь я была окружена семьёй.
И муж и сын под этою землёй.
Все помыслы, все творческие силы
Тебе я посвящаю, город мой…

Эти, да и многие другие стихи присылали не просто на радио, их адресовали Ольге Фёдоровне, блокадной музе. И потому, вопреки первоначальному своему намерению, завершу свои заметки одним из стихотворений Ольги Берггольц, ещё не опубликованным. Оно написано в тот день, когда «Ленинградская правда» вышла с передовой статьёй «Враг у ворот», и прозвучало в передаче 2 сентября 1941 года. В нём живёт атмосфера тех напряжённых дней. До начала вражеской блокады оставалось шесть дней.

(ЛЕНИНГРАДУ)


Ленинград, гранитная, родная,
Радостная наша колыбель!
На тебя, свистя и завывая,
Огненная движется метель.
Нет! Не пустим! Стой неодолимой,
Пестуй сыновей и дочерей!
Величаво стой, несокрушимо,
Тихо колыхаясь у морей.
Стой, увенчанная орденами,
Под чистейшим пологом зари,
Светлыми вечерними огнями,
Ясными знамёнами гори!
Стой, с утра поющая гудками,
Точно стоголосая свирель.
Отстоим, твой каждый малый камень,
Грозная, родная колыбель.

Мои Правила