Какая температура должна быть у новорожденного ребёнка: понятие о терморегуляции и правила измерения

Температура является показателем состояния здоровья ребенка. Измеряют ее при помощи градусника.

Сниженные или повышенные значения говорят о наличии патологий.

Важно знать, какая температура должна быть у новорожденного, как она меняется по мере роста младенца.

Содержание

Содержание
  1. Как правильно измерить температуру тела у грудного ребенка?
  2. Какая температура у новорожденного считается нормальной?
  3. Возможные причины отклонения от нормы
  4. Повышенные показатели
  5. Пониженные показатели
  6. Какая температура должна быть у новорожденного ребенка: от чего зависит, варианты нормы, причины отклонений, как правильно измерить + видео
  7. Температура тела у ребёнка в период новорождённости
  8. В каких случаях стоит беспокоиться
  9. Как правильно измерить температуру тела новорождённому ребёнку
  10. Правила ухода за малышом с лихорадкой
  11. Особенности терморегуляции новорожденных детей
  12. Механизм терморегуляции
  13. Уход за новорожденным
  14. Как определить, что младенец мерзнет?
  15. Как определить, что малыш перегревается?
  16. Тренируем систему терморегуляции
  17. Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция
  18. Теплопродукция в организме ребенка, детей
  19. Теплоотдача в организме ребенка, детей
  20. Температура тела ребенка, детей
  21. Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами
  22. Гипертермия у ребенка, детей
  23. Терморегуляция у детей

Как правильно измерить температуру тела у грудного ребенка?

Педиатр на приеме всегда определяет температуру тела малыша. Но измерить данный показатель можно и самостоятельно в домашних условиях. Для этого необходимо определиться с видом термометра.

Существуют такие типы градусников:

ртутный. Это самый точный прибор для измерения температуры тела. Его погрешность составляет всего 0,1 градус. В использовании ртутный прибор простой. Но для определения состояния здоровья его необходимо держать в прямой кишке либо в подмышечной впадине 7-10 минут. Для непоседливого ребенка это достаточно длительный период. Термометр содержит ртуть, поэтому обращаться с ним надо очень аккуратно. Сегодня в продаже есть градусники в которых ртутное содержимое заменено на спирт, они так же точны в показаниях, но имеют стеклянный корпус. Обычно таким градусником пользуются взрослые, а для грудничков выбирают более безопасные варианты;

  • электронный. Удобное в использовании современное средство. Позволяет измерить температуру в подмышечной впадине, во рту, ректально. Его точность ниже, чем у ртутного: достигает нескольких градусов. Особенно высокая погрешность наблюдается при замере подмышкой. Для определения температуры тела достаточно нескольких минут. При получении результата электронный прибор подает сигнал. Для младенцев такой прибор выпускается в виде пустышки. Подходит для тех детей, которые берут в рот соску. Результат выводится на циферблат. Недостатком электронного градусника являются погрешности в показаниях и то, что периодически в нем требуется менять батарейку;
  • одноразовый. Изготавливается в виде полосок, которые кладут под язык либо прикладывают к эпидермальным покровам. Выдает результат спустя минуту. Точность такого приспособления невысокая. Но одноразовый градусник имеет одно преимущество: его удобно использовать, находясь в дороге;
  • инфракрасный. Это современный вариант термометра. С его помощью можно измерить температуру бесконтактным способом. Также есть модели, которые необходимо прикладывать к уху. Точность его низкая. Обычно прибор используют для измерения температуры молочной смеси. Выдает результат инфракрасный градусник моментально: за 5 секунд. Недостатком такого прибора является высокая стоимость.

Особенности измерения температуры тела зависят от того, какой способ был выбран:

  • в ухе. Для этого надо брать ушной термометр. Мочку уха оттягивают немного назад и вверх. В ушной канал помещают зонд градусника. После завершения измерения прибор извлекают, оттянув мочку уха;
  • ректально. Малыша укладывают на спину. Приподнимают его немного за щиколотки, сгибая ноги в коленях. Конец термометра смазывают вазелином либо детским кремом и вводят в прямую кишку на 2 см. Выжидают около 8 минут. Медленно извлекают градусник и оценивают результат. После каждого ректального использования термометр требуется дезинфицировать;
  • в подмышечной впадине. Если младенец уже умеет сидеть, то его берут на колени затылком к себе. Градусник помещают подмышку на 10 минут. До получения результата придерживают руку ребенка;
  • орально. Для этого применяется термометр-соска. Его вставляют в рот и держат до получения результата. Это самый удобный для ребенка вариант измерения температуры: малышу не нужно определенное время находиться в некомфортной позе.

Для младенцев стоит выбирать оральный или метод определение температуры в ушке. Измерение в подмышечной впадине подходит для более взрослых детей, которые понимают, что проводится диагностика. Для непоседливых малышей стоит выбирать электронный или инфракрасный градусник. Спокойным детям можно проводить измерение ртутным/спиртовым прибором.

При определении температуры тела необходимо учитывать такие правила:

  • младенец должен находиться в состоянии покоя. Если ребенок активно двигался, то следует некоторое время подождать;
  • после купания температуру не измеряют ввиду риска получения недостоверного результата;
  • в комнате, где находится малыш, должен быть оптимальный микроклимат;
  • во время и сразу после кормления температуру лучше не мерить. В этот период она немного повышается;
  • к вечеру температурные показатели растут. Поэтому если имеются подозрения на наличие патологи у младенца, то пользоваться градусником нужно не только утром, но и на ночь.

Некоторые матери определяют температуру путем приложения ладони или губ ко лбу. Данный метод позволяет выявить, есть ли у ребенка жар. Точность подобного способа низкая. Поэтому педиатры рекомендуют пользоваться градусниками.

Температура грудничков является нестабильной. Поэтому рекомендуется проводить замер дважды и определять средний показатель.

Какая температура у новорожденного считается нормальной?

Родителям важно знать, какая температура должна быть у новорожденного. Это поможет определить состояние младенца, вовремя заподозрить наличие у него заболевания.

Норма температуры варьируется в пределах 36,2-38 градусов. Она зависит от того, каким методом проводится ее замер. При ректальном измерении термометр у здорового малыша показывает до 38 градусов.

Оптимальные значения подмышкой составляют 36,2-37,3, во рту – 37, в ухе – 31,3 градусов.

Нормальная температура у грудничка в 1 месяц равна 36,6-37 градусов. Чаще всего у малышей такого возраста прибор показывает 37. Надо учитывать, что у новорожденных терморегуляция еще полностью не сформирована: теплоотдача преобладает над теплопродукцией.

Поэтому дети, недавно появившиеся на свет, часто мерзнут. Это выражается в появлении икоты. Также у них можно заметить посинение ног и рук. Грудных детей легко переохладить или перегреть. Поэтому нужно следить за изменениями их температуры тела.

Возможные причины отклонения от нормы

Второй вид причин связан с наличием у малыша заболевания. Точно выявить, что именно послужило росту или снижению температурных показателей, может лишь педиатр после осмотра и обследования младенца.

Повышенные показатели

Температура больше 38 градусов считается повышенной. Но, прежде чем спешить обращаться к доктору, необходимо проследить за самочувствием, поведением ребенка, проанализировать микроклимат в помещении. Например, температура у грудничка может повышаться, если в комнате или на улице очень душно и жарко.

Показатели растут при переутомлении, плаче, испуге. Если у младенца хороший аппетит, сон, настроение, он проявляет активность, играет и реагирует на родителей, то это означает, что он полностью здоров. Физиологически температура повышается при прорезывании зубов. В это время малыш может становиться капризным, плаксивым.

Патологические причины гипертермии у ребенка:

Часто температура повышается после проведения вакцинации. Это является естественной реакцией организма на антигенный материал, свидетельствует о правильном формировании специфического иммунитета. Жар после прививки дольше 4 дней говорит о развитии поствакцинальных осложнений.

Если температура растет на фоне патологического процесса в организме, то помимо показателей градусника у младенца будут присутствовать такие изменения в самочувствии:

  • отсутствие аппетита;
  • плохой сон либо постоянная сонливость;
  • покраснение кожных покровов;
  • кашель, насморк;
  • колики;
  • усиленное потоотделение;
  • расстройство кишечника;
  • повышенное нервное возбуждение, капризность.

Если температура превышает отметку в 39 градусов, то нужно срочно обращаться к доктору. Жар способен приводить к появлению судорог, расстройству сознания у малыша.

При гипертермии большинство вирусов и бактерий погибает, но в крови остаются токсические соединения, продукты распада жизнедеятельности патогенов. Именно эти вещества и вызывают состояние лихорадки.

Пониженные показатели

Чаще всего у ребенка наблюдается повышенная температура. Если градусник показывает цифру ниже нормативной, то многие матери начинают беспокоиться. Гипотермия может быть обусловлена патологическими факторами.

Но чаще всего причинами падения температуры являются следующие:

  • недостаточность терморегуляции;
  • переохлаждение (нахождение на улице или в помещении, где температура ниже оптимального уровня);
  • недоношенность малыша;
  • гипоксия плода в период беременности;
  • недостаточное питание;
  • плохое развитие легких и бронхов;
  • получение жаропонижающих лекарственных средств.

Данные состояния не являются критическими и не требуют терапии. Но если температура в течение длительного времени держится на уровне ниже нормы, то стоит посетить педиатра. Существует врожденная гипотермия. Но это явление достаточно редкое.

К патологическим причинам гипотермии относятся такие:

  • гипогликемия;
  • послеродовые проблемы (асфиксия, травма);
  • онкология;
  • гипотиреоз;
  • анемия;
  • инфекционно-вирусное поражение при слабом иммунитете.

Таким образом, температура у новорожденных колеблется в широких пределах. В норме она должна быть не ниже 36,2 и не выше 38 градусов. Причины отклонений могут быть патологическими и физиологическими. В первом случае необходимо лечение, во втором достаточно устранить провоцирующий фактор.

Педиатры рекомендуют регулярно измерять температуру тела ребенка и следить за поведением и состоянием младенца. Если градусник в течение длительного времени показывает отклонение от норматива, то рекомендуется записаться на прием к педиатру, пройти обследование.

Источник: https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/kakaya-temperatura-dolzhna-byt-u-novorozhdennogo.html

Какая температура должна быть у новорожденного ребенка: от чего зависит, варианты нормы, причины отклонений, как правильно измерить + видео

Период новорождённости — один из самых важных отрезков жизни крохи. Это период адаптации, когда малыш приспосабливается к условиям окружающей среды.

Читайте также  Резидуальная энцефалопатия у детей: 10 факторов развития, 4 симптома, методы лечения

Поэтому соблюдение правил ухода, в том числе и температурного режима, очень важно. Ведь перегревание, как и переохлаждение, может угрожать серьёзными последствиями.

Родителям необходимо знать, какой должна быть температура у новорождённого, как её измерить, в каких случаях стоит обратиться к врачу.

Температура тела у ребёнка в период новорождённости

Период новорождённости — это период с момента рождения до 28 суток жизни ребёнка.

Как только ребёнок вышел из утробы матери, сделал первый вдох, прерывается анатомическая связь с мамой путём прекращения кровоснабжения от плаценты.

С этой секунды все органы и ткани крохи приспосабливаются к внеутробной жизни. Поэтому очень важно обеспечить малышу максимально комфортные условия, особенно в первые часы его жизни.

Температура внутри матки составляет примерно 37 градусов. После рождения на ребёнка необходимо сразу надеть распашонку, штанишки, носочки и шапочку. Расположить ребёнка на животе у мамы, у папы (при родоразрешении путём кесарева сечения) или поместить под согревающую лампу. Это поможет телу малыша не переохладиться.

Необходимо знать, что температура тела новорождённого может колебаться от 36,7 до 37,5 градусов, это нормально. При крике, плаче, после сна или кормления температура тела может повышаться до 38°С. Это тоже является физиологической нормой.

Кстати, температура воздуха, оптимальная для новорождённого ребёнка должна быть не более 22-23 градусов.

В медицине существует понятие транзиторных (непостоянных) состояний новорождённых детей. К ним относятся транзиторная гипотермия и транзиторная гипертермия.

Транзиторная гипотермия — это снижение температуры тела ниже 36°С в первый час после рождения. Связана она с резким перепадом температур (более чем в 12-15 градусов). К середине первых суток жизни ребёнка температура повышается до нормальных величин.

Транзиторная гипертермия это повышение температуры тела, связанное с особенностями обмена веществ (активным распадом белков и солей) или перегреванием ребёнка.

Это редкое состояние имеет место, как правило, на 3-5 сутки жизни ребёнка. Возникает из-за несовершенства центра терморегуляции у новорождённых.

При данном состоянии ребёнку дают обильное питье, в редких случаях назначают жаропонижающие препараты.

Для начала необходимо понимать, что повышение температуры тела ребёнка — это не трагедия, это сигнал организма, что иммунитет с чем-то борется. Многие родители считают, что даже самую невысокую температуру необходимо снижать. Это не всегда так. Лихорадка, по сути, является защитным механизмом:

  1. При повышении температуры тела погибает инфекция внутри организма.
  2. Во время лихорадки активизируются иммунные механизмы, клетки иммунитета начинают активно работать.
  3. В результате повышения температуры тела происходит расширение сосудов, к органам и тканям начинает активно поступать кислород, усиливая процессы обмена веществ.

Температуру до 38,5 градусов снижать не рекомендуется. Это не касается детей из группы повышенного риска (тех, у кого были ранее судороги на фоне лихорадки).

Повышение температуры тела у новорождённых вызывают следующие факторы:

  1. Инфекционный процесс. При попадании вирусов или бактерий организм малыша воспринимает их как чужеродных. Органы иммунной системы начинают вырабатывать защитные клетки (лейкоциты, макрофаги), которые «пожирают» инфекцию. Также у ребёнка будет наблюдаться плохой аппетит, насморк, кашель, боль в животе.
  2. Заболевания эндокринной системы (например, гипертиреоз). Повышение температуры тела в этом случае возникает в результате изменения гормонального фона ребёнка.
  3. Аллергические реакции. Лихорадка будет свидетельством активной работы иммунной системы.
  4. «Нервная» лихорадка. При беспокойстве, крике или плаче может повышаться температура тела.
  5. Вакцинация. При введении вакцины начинают вырабатываться особые клетки, иммунитет активно работает, это и будет проявляться в повышении температуры тела у малыша. В первые несколько суток после вакцинации это считается допустимым, беспокоиться не стоит.

Температура тела у ребёнка может колебаться в течение дня. Не стоит измерять температуру тела сразу после кормления или акта дефекации, она будет несколько повышена (до 37,2-37,3 градусов).

В каких случаях стоит беспокоиться

Родителям необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребёнка и присоединением к повышенной температуре следующих симптомов:

  1. Покраснение горла. Как правило, это признаки инфекционного процесса. Если к этим проявлениям добавляется насморк, покраснение и закисание глаз, чихание, то, скорее всего, у малыша острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ).
  2. Боль в животе. Новорождённый ребёнок не скажет о том, что его беспокоит живот. За него это сделают ряд симптомов. Вздутый живот, урчание в животе и частый жидкий стул на фоне высокой температуры тела могут свидетельствовать об острой кишечной инфекции. Это состояние для новорождённого ребёнка очень опасно и угрожает обезвоживанием. Если животик начинает беспокоить малыша с первых суток жизни, то можно заподозрить врождённую патологию (например, удвоение жёлчного пузыря, атрезию кишечника, дивертикулёз и другие отклонения развития органов).
  3. Сыпь по телу. Если у новорождённого лихорадка, наблюдается сыпь по телу, особенно гнойничкового характера, то это может быть признаком внутриутробной инфекции (например, стрептококковой или герпетической).
  4. Пульсирующий родничок. По состоянию большого родничка у грудного ребёнка можно судить о патологии нервной системы. Так, взбухающий над костями черепа или пульсирующий родничок, беспокойство ребёнка и постоянный крик на фоне повышенной температуры тела могут свидетельствовать об инфекционном поражении оболочек головного мозга (менингите) или повышенном внутричерепном давлении.
  5. Язвы во рту. Признаки стоматита (инфекционного поражения слизистой оболочки полости рта).
  6. Кашель. В данном случае можно говорить о таких заболеваниях бронхо-лёгочной системы, как фарингит (воспаление глотки), ларингит (воспаление гортани), трахеит, бронхит, пневмония. Для новорождённого ребёнка характерно развитие бронхиолита (воспаления мелких бронхов — бронхиол), заболевания, протекающего с тяжёлыми осложнениями и угрожающего жизни крохи.

При наличии любого из указанных симптомов на фоне повышенной температуры тела у ребёнка нужно срочно обратиться к врачу-педиатру или врачу-неонатологу.

Как правильно измерить температуру тела новорождённому ребёнку

Для получения точных значений важно установить термометр чётко в подмышечной впадине

Существует несколько способов измерения температуры тела новорождённого ребёнка. Можно её измерить в подмышечной впадине, в прямой кишке, во рту, в ухе.

Наиболее эффективно измерение температуры тела в подмышечной впадине (норма 36,6-36,7 градусов) или в прямой кишке (норма 37,6-38,0 градусов).

Для измерения температуры тела в подмышечной впадине кроху необходимо взять на руки. Установить наконечник термометра чётко в подмышечной впадине, крепко прижать ручку малыша к туловищу и подержать ртутный градусник 5-7 минут, а электронный — 3 минуты.

Для измерения ректальной температуры ребёнка нужно уложить на бочок или на спинку, ножки согнуть в коленях и прижать к животу. Смазать наконечник термометра вазелином или детским кремом и ввести термометр в прямую кишку на 1,5-2 см. Введение ректального термометра может вызвать акт дефекации.

Необходимо помнить, что измерять температуру тела ребёнку нужно тогда, когда он в спокойном состоянии. Сразу после сна, кормления, активной игры или плача измерение температуры тела не рекомендуется!

Правила ухода за малышом с лихорадкой

Если у ребёнка лихорадка (температура тела выше 38,5 градусов), и есть подозрение на то, что малыш болен, то температуру нужно снизить. Ребёнка необходимо раздеть, не укрывать, обильно отпаивать (каждые полчаса давать выпить 1-2 глотка воды). Разрешается обтереть кроху прохладной водой.

Обтирать ребёнка разрешается только прохладной водой

Если эти меры не помогли, то нужно дать жаропонижающее средство. На сегодняшний день в педиатрической практике разрешаются препараты парацетамола (Панадол, Эфералган) и ибупрофена (Нурофен, Ибуфен). Удобной формой для новорождённых детей будут ректальные свечи. Нельзя применять препараты ацетилсалициловой кислоты (Аспирин) и анальгин. 

При повышенной температуре тела у ребёнка могут быть холодные ручки и ножки. Это говорит о том, что мелкие сосуды находятся в спазме. Такая температура будет крайне тяжело сбиваться жаропонижающими средствами, если не согреть конечности. Нужно сначала согреть ручки и ножки ребёнка, а затем уже снижать температуру.

Врачи не рекомендуют обтирать тело и конечности ребёнка спиртовым или уксусным раствором. Спирт и уксус оказывают токсическое действие, отравляя малыша.

Укрывать ребёнка с лихорадкой нельзя, это может привести к ещё большему повышению температуры тела.

Источник: https://pediatriya.info/normyi-i-sposobyi-izmereniya-temperaturyi-u-novorozhdyonnogo/

Особенности терморегуляции новорожденных детей

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

У детей первого месяца жизни тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу.

В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу.

У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

Читайте также  Автокресло cybex pallas 2 fix: обзор, 7 плюсов, 4 минуса, установка, цены

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой. Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды.

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте одежду для прогулок и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Источник: https://newbabe.ru/zdorove/termoregulyaciya-novorozhdennyh-detej.html

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С).

Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции.

Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования.

Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи.

Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи.

Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела.

В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез).

Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых.

Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу.

Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки.

Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови.

Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Читайте также  Чтение книг и новостей — интересное занятие

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия.

Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным.

В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник: http://mark-med.ru/stati/osobennosti-termoreguljacii-u-detej/

Терморегуляция у детей

Терморегуляция — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7—38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5—2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0,3—0,5% новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка.

После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании.

Установление нормальной температуры происходит только К 1,5—2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1— 36,6 °С, в прямой кишке — 37,1—37,5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9—10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой ткани.

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7—8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7—8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне.

Для новорожденных доношенных детей она равна 32—35°С, для недоношенных — 35—36°С, для запеленатого доношенного — 23 — 26°С, а для недоношенного — 30—33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5—2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают.

При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, дыхания.

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30—60%, скорость движения воздуха — 0,12—0,2 м/с, температура воздуха — 21—22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния — даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4—5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16—17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным — с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания.

Сначала это обливание ног водой с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36,6 до 32,6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37,3—37,5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач — 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36,4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/termoregulyatsiya-u-detey.html

Источник: cmk56.ru

Мои Правила