Грудной ребенок не ест: 9 главных причин, 6 методов исправления ситуации, советы специалиста

Хороший аппетит у ребенка — источник нескончаемой радости у родителей. Нет ничего приятнее, чем видеть, как чадо с удовольствием уплетает приготовленный обед, ужин или завтрак. Но чаще бывает наоборот. Мама с бабушкой старались готовили, и не просто так, а именно то, что любит карапуз. А малыш настырно отказывается от еды и капризничает.

В некоторых семьях каждый прием пищи превращается в настоящее сражение между «нехочухой» и его настойчивыми родителями.

Ребенка уговаривают, пытаются обмануть разными маневрами и хитростями, настаивают и угрожают, что он не получит конфетку, если не не съест суп.

Нужно ли так стараться и что делать, если у ребенка плохой аппетит, рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Без еды жизнь невозможна, но не всегда аппетит приходит во время еды. Естественный аппетит возникает тогда, когда пища требуется организму для пополнения энергетических запасов, чтобы выжить. А избирательный сопровождает современного человека значительно чаще. Ребенок хочет печенье, потому что оно ему нравится, и не хочет кашу, потому что печенье лучше.

Избирательный аппетит отражает реальную картину потребностей только у грудного ребенка, он в 8-9 месяцев интуитивно чувствует, что ему требуется кальций, и отказывается есть суп. Не потому, что суп невкусный, а потому, что молоко полезнее. В возрасте 1 года, 2 лет дети по этой же причине отдают предпочтение молочным продуктам.

Если годовалый ребенок принципиально не ест мясо, это еще не значит, что в 3-4 года он не начнет кушать его с удовольствием. Просто для 12-месячного крохи важнее овощи и фрукты, творог и молоко. И он это понимает на интуитивном уровне.

Ближе к 3 годам проблема избирательного аппетита, по словам Комаровского, является надуманной — если ребенок не ест овощное пюре и требует только шоколад и колбасу, это обычная педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.

Если карапуз отказывается от еды, у него на то, по словам Комаровского, может быть две причины: он не может или не хочет есть.

Не может — это значит, что аппетит присутствует, но физически покушать затруднительно.

Например, у мамы молоко невкусное ( женщина что-то не то съела), дырочка в соске слишком маленькая, и кашка не сосется и т. д.

У грудных деток довольно часто во время сосания начинает активно работать кишечник, не ко времени активизируется его перистальтика. Животик крутит, крохе больно, он перстает кушать и плачет.

Довольно часто у ребенка корень проблемы с аппетитом кроется во рту. Стоматит, воспаленные десны при прорезывании зубов, микротравмы десен (царапинки от игрушек, которые побывали во рту, или ногтей) — все это делает процесс поглощения пищи довольно неприятным.

Иногда аппетит отсутствует во время простудных заболеваний или ОРВИ. Если нос не дышит, то во время сосания перекрываться доступ к кислороду, что некомфортно, и ребенок прекращает есть. Если болит горло и глотать неприятно, почти всегда последует отказ от еды.

Порой ребенку не нравится сама предложенная еда — она горячая или слишком холодная, соленая или несоленая, крупная или протертая.

Тут все зависит от личных пристрастий каждого конкретного ребенка. Если мамам и папам удалось понять, что ребенок кушать хочет, но не может, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы найти и устранить препятствие, которое мешает крохе нормально питаться.

Если ребенок плохо ест или не ест совсем не потому, что прием пищи доставляет ему неприятные ощущения, то он просто не хочет есть. Однако не стоит сразу обвинять его в хулиганстве и настаивать на том, чтобы каша была съедена. Нежелание кушать тоже имеет свои причины:

  • Болезнь. Даже если родители еще не заметили, что малыш заболевает, сам он, как правило, заранее начинает чувствовать негативные изменения в своем организме. В этом случае ребенок, который ничего не ест, просто «включает» защитный механизм — натощак иммунитету легче бороться с возбудителем болезни. Не стоит кормить малыша насильно, он все делает правильно, как подсказывают ему природные инстинкты. Но это справедливо только для острых инфекций. Если у ребенка длительное хроническое заболевание, отсутствие аппетита — это плохой симптом, но такое случае редко. Детский организме легко привыкает к новым для себя условиям, а потому малыш при затяжной болезни начинает есть, как обычно, а при некоторых недугах, к примеру, при сахарном диабете, наблюдается даже повышенный аппетит. Комаровский дает определенные рекомендации, как кормить больного ребенка: никак, пока сам не попросит. И маме нисколько не должно быть стыдно, что она не кормит заболевшее чадо. Это — лучшее, что она сейчас может сделать для его скорейшего выздоровления.
  • Отказ от еды «по убеждениям». Такое бывает с детьми-подростками, особенно с девочками. Если она вдруг решит, что она стала «толстая», и надо «срочно что-то с этим делать», предложите ребенку более легкие и полезные продукты (салаты, отварное мясо, фрукты, молоко). Если девочка и это отказывается кушать, то голодание становится патологическим и вполне сравнимо с симптомом психической болезни, которая приводит к анорексии и медленной смерти или инвалидности девушки. В этой ситуации накормить силой — тоже не выход, говорит Комаровский, поскольку нужно устранять истинную причину голодовки. В этом помогут врач-психиатр и подростковый психолог или психотерапевт.
  • Отказ от еды без причин. Есть и такие дети, которые безо всяких болезней едят мало или практически не хотят есть. У них, по словам Комаровского, все-таки есть свои причины не хотеть кушать, такие как, индивидуальные особенности обмена веществ. Ведь у одного ребенка переваривание происходит быстрее, питательные вещества всасываются и усваиваются быстрее, а у других процесс идет более медленно. Поэтому такой «медленный» ребенок отказывается от приготовленного обеда, ведь у него еще завтрак в процессе переработки.

Аппетит зависит от уровня гормонов.

Если ребенок растет быстрее (у него мама и папа высокие), то есть он будет больше и чаще, чем его ровесник, которому высокий рост генетически «не светит».

На присутствие аппетита влияет и уровень энергозатрат. Если чадо бегает и прыгает на свежем воздухе, то проголодается оно быстрее, чем если оно будет сидеть перед телевизором и смотреть мультфильмы.

Чтобы вернуть ребенку аппетит бывает достаточно просто скорректировать энергозатраты — больше гулять, записать чадо в спортивную секцию. В конце концов, всей семьей отправляться на вечерние прогулки перед ужином — это обязательно даст положительный результат.

Очень часто родители пытаются лечить несуществующую болезнь. Если никаких серьезных острых патологий и инфекций у ребенка не обнаружено, родителям бывает сложно признать, что чадо не ест потому, что его не так воспитывают. И начинается сдача анализов, и обязательно находятся диагнозы, которых «как бы нет» и лечение их — пустая трата времени и денег.

Комаровский советует перестать таскать чадо по поликлиникам и лабораториям, оставить его в покое и просто изменить режим дня и образ жизни — ввести более длительные прогулки, прохладные ванны, заняться спортом.

Многие родители заставлять свое чадо есть силой.

К этим действия Евгений Комаровский относит и любимые хитрые приемы: «Смотри, ложка полетела-полетела», «Ешь, а то в парк не пойдем!», «Вот я все папе расскажу!».

Загнанный в угол малыш под давлением будет кушать, но без аппетита. А это значит, что желудочного сока будет выделено меньше, печень справится со своей частью работы медленнее, переваривание затруднится.

Пользы от кормления силой меньше, чем вреда.

Неправильно также давать еду не по возрасту. Если ребенок в год не ест кусочками, требуя протертой пищи, это может быть вполне оправданно. Если у него во рту всего 2 зуба, то жевать кусочки попросту нечем.

Однако мамы, начитавшиеся, что кусочки обязательно будут стимулировать остальные зубки скорее расти, сразу бьют тревогу: мол, пропал аппетит. Комаровский призывает реально оценивать возможности своего ребенка.

Никто не просит протирать ему пищу до 5-7 лет, но сделать ее удобоваримой, хотя бы пока не вылезут 6-8 зубов, вполне по силам любым родителям.

Если ребенок отказался от супа на обед, не стоит бросаться ему готовить что-то другое. Ругать тоже не стоит. Пусть «нагуливает» аппетит.

Единственное, что способно победить избирательный аппетит — это чувство голода. Когда оно станет настоящим, сильным, то налитый суп вызовет массу восторгов и будет быстро съеден безо всяких уговоров.

Главное — в следующий прием пищи предложить чаду все тот же суп, а не другое блюдо.

У ребенка, который страдает отсутствием аппетита, не должно быть никаких перекусов между основными приемами пищи: ни яблок, ни апельсинов, ни конфет.

Такой «легкой добычи» не должно быть в поле его досягаемости. Это правило должны соблюдать все члены семьи, особенно тяжело при этом придется бабушкам и дедушкам, но надо держаться.

Не стоит навязывать малышу свой распорядок еды — завтрак, обед и ужин у вас могут не совпадать с его режимом. Попробуйте вообще не предлагать ему пищу хотя бы день. При этом гуляйте, играйте на воздухе, но ни слова не говорите о еде. Ребенок сам попросит кушать, и съест все, что вы ему предложите, с отменным аппетитом.

Источник: https://o-krohe.ru/komarovskij/plohoj-appetit/

Содержание

Что делать, если ребенок плохо набирает вес на грудном вскармливании?

Если в возрасте до года грудничок не набирает вес, то это вызывает у родителей тревогу. Почему это происходит, каковы причины данного явления, что при этом делать и какие советы дает доктор Комаровский, узнаете из этой статьи.

Читайте также  Когда начинается ПМС и сколько длится

Признаки

Ребенок в возрасте до года может плохо набирать вес и выглядеть худым, по сравнению с другими детьми. Родители могут беспокоиться по этому случаю, хотя показания длины и веса малыша установлены генетически. Но все же, если параметры ребенка сильно отличаются от установленных норм, которые можно найти в специальных таблицах, то следует обратиться за помощью к врачу.

Признаками того, что ребенок плохо набирает вес, являются:

  • Вес не укладывается в заданные рамки (до 4 месяцев прибавка до 0,6-0,9 кг, 6 месяцев до 0,4-0,6 кг, в 6 — 9 месяцев 0,3-0,5 кг, до 1 года 0,1-0,3 кг).
  • На теле нет складочек, кожица с морщинками и сухостью, негладкая и неупругая, бледная.
  • Двигательная активность отсутствует, ребенок часто плачет, у него плохой аппетит и сон.

Эти признаки в совокупности образуют состояние тела ребенка, при котором нужно обращение к врачу, чтобы доктор вынес вердикт. Для устранения потребуется делать несложные упражнения и соблюдать правила, чтобы ребенок набрал вес и стал нормально выглядеть.

Но если грудничок растет с хорошим аппетитом, у него жизнерадостное настроение, но есть небольшое отставание в весе, знайте, что это нормально. Ему склонна другая конституция тела, так что и делать что-то особенное не нужно.

Ребенок может плохо набирать вес по причине следующих факторов.

Недостаток молока

Ребенок до года может нуждаться в повышенном количестве молока, которого не хватает ввиду следующих причин:

  • Проблема с выработкой молока – для этого маме нужно пить чаи, повышающие выработку молока, или делать все, чтобы прикорм был введен правильно.
  • Не сформирован окончательно сосательный рефлекс – маме нужно научить ребенка правильно есть.
  • Неудобная поза для кормления – пересмотрите инструкцию по держанию малыша.
  • Нарушения слизистой во рту или молочница.
  • Патология соска – в этом случае недобор веса будет выявлен уже на 1 месяце.

Из-за недостатка молока новорожденный может плохо набирать вес. Для выявления записывайте рацион кормления и количество съеденного молока за день, чтобы потом показать врачу. Доктор  назначит либо прикорм, либо усиливающие лактацию препараты. До 4 месяцев может быть введен прикорм в виде смесей, а после — в виде овощных пюре.

Отказ от прикорма

Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, до года может плохо набирать вес. И вот почему – малышу не подходит смесь. Что делать при подобном вопросе — менять производителя. В 7 месяцев, когда начинается прикорм малыша одновременно с грудным молоком, ребенок может отворачиваться от него по причине неизвестного вкуса, но уже в год грудничок не отказывается и набирает вес.

От прикорма не нужно отказываться, потому что молоко матери в 7 месяцев должным образом не обеспечивает нужного количества витаминов и калорий. Также однообразие пищи вызывает расстройства иммунной системы. Если ребенок плохо набирает вес с вводом прикорма, то можно разнообразить его рацион.

Ребенок на искусственном вскармливании может с аппетитом кушать и не отворачиваться от тарелки с прикормом, но все равно плохо набирать вес. Причиной этому служит неправильно подобранный рацион. Чтобы его исправить, следуйте следующим советам:

  • Введите 5 г жира в виде сливочного или растительного масла на каждые 100 г супа или пюре.
  • Разнообразьте рацион.
  • Снизьте объем съедаемого сахарного песка, который может препятствовать усвоению других компонентов пищи.

Доктор даст вам советы насчет меню малыша.

Гиперактивность

Ребенок в возрасте до года может проявляться невероятно повышенную активность, которая может стать причиной недобора веса.

Признаками гиперактивности служат:

  • ранняя ходьба;
  • всегда бодрое настроение;
  • постоянное движение;
  • требует внимания постоянно;
  • не способен усидеть на месте.

Гиперактивность служит причиной усиленной траты калорий, которая способствует тому, что вес перестает набираться. Об этом говорит доктор Комаровский в своих записях и форумах. Не беспокойтесь о развитии гиперактивности, потому что она может пройти. Но стоит задуматься, если ребенок проявляет признаки нервозности и беспокойства.

Если вышеперечисленные факторы не свойственны вашему ребенку до года, то стоит посетить врача на выявление скрытых болезней. Вот почему новорожденный не набирает вес:

  • муковисцидоз;
  • целиакия;
  • глисты;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • диабет;
  • анемия;
  • неврология.

По результатам диагностики доктор назначит лечение, после которого ребенок вновь станет набирать вес.

Недоношенность

Недоношенные дети часто страдают от проблем со здоровьем – у них существуют патологии органов, так что родителям придется постараться, чтобы до года новорожденный ребенок успел нормально развиться. Особенно это важно, когда недоношенный малыш вскармливается искусственно.

Лечение

Недобор веса можно взять под свой контроль. Нужно делать все возможное, чтобы вырастить ребенка здоровым и подвижным. Вот что советует по этому поводу доктор Комаровский:

  • обратиться к врачу при первых признаках;
  • провести полное обследование ребенка;
  • выяснить причину и устранить ее;
  • не пытаться разнообразить прикормы и смеси, резко переходить с одного на другое;
  • дольше кормить малыша грудным молоком;
  • не испытывать стресса;
  • кормить малыша в расслабляющей обстановке по режиму;
  • если же новорожденный с плохим весом просит кушать вне режима, давайте ему необходимую пищу, даже по ночам;
  • не надо паниковать, а лишь делать все возможное для исправления ситуации.

Помните, что наследственность также играет большую роль в наборе веса ребенка, поэтому спросите родителей, как вы вели себя в детстве. Если вы плохо ели, то, возможно, и вашему малышу это передалось с генами.

Источник: http://StranaDetstva.ru/rebyonok-ploxo-nabiraet-ves

SOS! Ребенок ничего не ест! Что делать?!

Нет, с ребенком все как раз просто — обычно нужно, чтобы он просто проголодался. А вот с родителями настоящая проблема — им трудно пережить, если они не накормят ребенка. Вот, к примеру, что говорит мама годовалой дочери: «Мы сначала не кормили ее насильно!!! Думаете, мне не жалко своего ребенка, когда он плачет? До шести месяцев она ела, когда хотела, потом отказалась от еды. Я вытерпела сутки (КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА — Я ВЫТЕРПЕЛА СУТКИ!), потом накормила насильно, потому что не могу смотреть на своего ребенка без слез!!! Кожа и кости, видны все ребра, позвоночник!» Слушая эту маму, с трудом удержалась, чтобы не спросить ее: «А как она должна выглядеть в 6 месяцев? Заплывшей жиром?». Дети бывают разными — пухленькими и худенькими. Мои, например, рождались худенькими, сын таким и рос, а когда младшая дочь набрала в первый месяц 1700 г только на грудном вскармливании, я не на шутку испугалась, потому что со старшим ничего подобного не было — добавлял «положенные» 700 г в месяц и все.

Он не голоден?!

Самая простая и очевидная причина, по которой ребенок не ест, — он просто не голоден!!! Мы так стараемся накормить детей, что они даже не знают, что такое чувство голода.

Когда-то я стала свидетельницей того, как моя приятельница насильно кормила своего 8-месячного сына творогом — Иван рыдал, но глотал, на все мои вопросы, зачем она это делает, Наталья отвечала: «Мне так спокойнее».

Просто вдумайтесь! Спокойнее от чего? От того, что у него будет полный желудок, но при этом он рыдает и она совершает над ним насилие?!

Что же делать?

Дать возможность ребенку проголодаться!

Для этого нужно:

1) убрать из зоны досягаемости ребенка любого возраста все перекусы: печенья, фрукты, соки, компоты, сладкие чаи, конфеты, бутерброды и т. д. — все, что содержит калории и может перебивать аппетит;

  1. 2) предлагать ребенку покушать и быть готовым, что он откажется;
  2. 3) оставаться спокойным и доброжелательным;
  3. 4) дождаться, когда у ребенка появится чувство голода, и он сам попросит еду или согласиться на ваше предложение!

В этой ситуации самое трудное удержать себя в руках, чтобы не поддаваться панике и не начать кормить ребенка, когда вы думаете, что он проголодался, а не тогда, когда он действительно захочет есть. Дети, никогда не испытывавшие чувства голода, даже не могут его идентифицировать, поэтому у них может уйти на осознание чуть больше времени, чем есть у вас терпения.

Если ребенок ничего не будет есть 1 или 2 дня — он не умрет!!! С ним все будет хорошо! Как только он поймет, что голоден, он сам придет к вам и попросит кушать.

Ему больно!

Когда моему сыну Назару было около 2 лет, мы отдыхали в Крыму. По дороге на море, вероятно в поезде, он подхватил стоматит — это такие маленькие, но очень болезненные язвочки во рту. Глотать и жевать еду было очень больно, и поэтому целых 6 дней Назар ничего не ел, только пил воду.

Инфекция ушла на четвертый день после специальной обработки и лечения, но еще два дня мой сын просто боялся кушать. Зная, что он больше всего любит пельмени и картофель фри, мы с мужем отвели его в любимое кафе и взяли оба блюда, а еще мороженое, торт — все, что могло ему понравиться.

Сначала сын отказывался есть — мы не уговаривали, просто сказали, что проголодались и решили покушать, а ему не обязательно, если он не хочет. Ели пельмени и наблюдали за сыном: сначала он просто сидел, потом расплакался и только потом, спустя, наверное, минут 40, осторожно съел пельмень.

Затем еще и еще… Мы были счастливы — теперь главное было не перекормить, потому что у Назара проснулся аппетит и он убедился, что боль ушла!

Когда ребенок болеет, организм не воспринимает еду — все его силы уходят на то, чтобы бороться с источником болезни, и мозг просто не посылает сигналы о голоде. Именно поэтому ребенок не хочет кушать. Но как только малыш начинает поправляться, мозг тут же отправляет сигнал: пора кушать!

 Еда — это зло?!

В силу разных причин мы, взрослые, иногда тоже не хотим есть: неприятности на работе, жарко, заняты чем-то интересным, просто еще не проголодались… Но почему-то уверены, что дети просто-таки обязаны всегда кушать с аппетитом! И поэтому готовы часами уговаривать ребенка поесть, а если не помогают уговоры, начинаем развлекать — мультики, говорящие куклы, пляшущие родственники… Не помогают и угрозы — не пойдешь гулять, не куплю игрушку, не будешь смотреть любимый мультик, не встанешь из-за стола, пока не съешь… Как-то я так просидела в своем детстве целый день над тарелкой борща и к вечеру уже была голодна, но так и не попросила кушать, потому что где-то внутри понимала, что если съем — проиграю и придется есть всегда.

Мы сами приучаем детей к тому, что еда — это скучно, что это насилие, что это зло…

Что делать? Просто понять, что у ребенка, как и у нас, может быть множество причин, по которым он не хочет кушать в данный момент, и быть готовым покормить, когда у него появится аппетит.

Читайте также  Лечение на озере Шира

Это так просто — взять с собой на прогулку бутылку с молоком, йогурт, пюре, фрукты или даже термос с любимым супом и покормить ребенка быстро и легко, когда он проголодается, прямо на улице! Благо, цивилизация обеспечивает нам для этого все возможности: мокрые салфетки, посуда, термосы…

Как отдать его в садик, если он ничего не ест?

До похода в детский сад мой сын Назар никогда не сталкивался с тем, чтобы его заставляли кушать. Еще в 2 месяца, будучи на искусственном вскармливании, ел только 4 раза в сутки, а не 8, и любую попытку накормить фонтаном выдавал обратно.

Благо, что я смекнула, что это его способ сигнализировать о сытости. Когда он пошел в детский сад, одной из главных моих просьб к воспитателям была не заставлять его кушать ни при каких обстоятельствах.

Первые несколько недель они сокрушались и говорили, что кроме хлеба и компота он ничего не ел, затем с удивлением и восторгом стали рассказывать, что Назар лучше всех ест супы и каши.

Еще бы, ведь супы и каши — любимые блюда моего сына, и когда он привык к новой обстановке, людям, детям и распорядку дня, с удовольствием стал есть то, что любил кушать и дома!

Без паники! Спокойствие, только спокойствие!

Это главный девиз мамы и близких родственников, когда ребенок вдруг перестал есть! У одной моей знакомой 2-месячная дочка вдруг перестала брать грудь! В течение 1,5 суток Катя несколько раз созванивалась со специалистами по грудному вскармливанию и, стараясь оставаться спокойной, выполняла их инструкции. Только на второй день ее дочь согласилась выпить чуть-чуть молока из чайной ложки, затем больше, но чтобы не отучить таким образом от грудного вскармливания, Катя снова и снова прикладывала малышку к груди, и если что-то не получалось, снова звонила специалистам по грудному вскармливанию. Юная мама смогла не поддаться панике, найти в себе силы не слушать “полезных” советов родственников и друзей и найти поддержку в лице специалистов. Сейчас ее малышке почти год и это чудесное создание с удовольствием пьет мамино молоко и не знает, что такое отсутствие аппетита.

Вкусно? Не факт!

Еще одной причиной, почему ребенок не хочет есть, — ему просто не нравится вкус блюда или его внешний вид. Нам иногда бывает трудно смириться с тем, что наши дети “нос воротят” от еды. Но это факт — у нас с детьми могут быть разные вкусовые пристрастия.

Наберитесь терпения,  поймите, что нравится вашему ребенку больше всего, и готовьте эти блюда так часто, как он захочет. Скорее всего, через какое-то время, вкус макарон с сыром приестся и ваше любимое чадо попросит чего-то другого.

А еще лучше — привлекайте ребенка к готовке с самого раннего возраста: даже годовалый ребенок с удовольствием разобьет яйцо для яичницы! А есть блюдо, приготовленное своими руками, намного интереснее и вкуснее! В интернете полно вкусных и простых в приготовлении рецептов для детей — выбирайте вместе и готовьте вместе.

Особое внимание уделите тому, как можно украсить блюдо, “оживить его”, ведь для дошкольника все игра, даже еда!

И самое главное: наблюдайте за своим ребенком. Если он весел, бодр и здоров, аппетит рано или поздно обязательно даст о себе знать, а вы получите возможность накормить своего малыша, привив таким образом здоровую привычку кушать только тогда, когда голоден.

Источник: https://womo.ua/sos-rebenok-nichego-ne-est-chto-delat/

Грудной ребенок ничего не ест

Сегодня  предлагаю затронуть важную тему —  грудной ребёнок ничего не ест или ребёнок предпочитает грудное молоко всей другой пище. Проблема ли это? Что делать?

Так уж сложилось, что в последние недели мне именно этот вопрос задают в личных письмах на почту.

Но начну с писем:

Людмила, здравствуйте! Спасибо большое за ваш сайт и за вашу деятельность. Хотела бы узнать, поможет ли мне курс «Едим с удовольствием».

Наша проблема в том, что 17-месячный малыш (почти 1.5 года) ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Он на ГВ, и кроме сиси ничего ничего ничего не хочет брать в рот. Вес хороший, выглядит здоровым, но ничего, СОВСЕМ НИЧЕГО не ест.

Я не могу слышать, когда советуют предложить то, другое, пятое-десятое, и пусть малыш попробует, когда захочет… Никогда он ничего не хочет и ничего не попробует. При виде еды он убегает, при приближении еды закрывает рот, вертит головой и отчаянно орёт.

В 6-8 месяцев ел, а потом резко перестал.

Я понимаю, что наш случай достаточно редкий. Поможет ли ваш курс? Или мне нужно что-то более «сильнодействующее»? С уважением, Юлия.

К сожалению, подобная ситуация встречается часто и её обязательно нужно исправлять.

Грудное молоко в 100% случаев восполняет все необходимые ребёнку питательные вещества в возрасте до 6 мес., после этого нужно вводить прикорм.

И дело не в том, что находясь на ГВ, ребёнок начнет голодать, а дело в том, что в природе, для всего есть свои сроки: в 6 мес. у ребёнка начинает созревать желудочно-кишечный тракт для переваривания другой пищи, отличной от грудного молока. 

Ребёнок начинает проявлять пищевой интерес, и именно в этот момент нужно вводить прикорм.

Пищевой интерес очень легко отбить. Через накармливание, через большие объёмы прикорма, что скорее всего и произошло у автора письма.

Ребёнок, которого кормят насильно, всегда перестает кушать через 1-2 месяца!  Это его способ показать Вам, взрослой маме, что вы идёте не верным путём.

После года грудное молоко не должно быть единственным источником питания ребёнка. 

На кратковременные периоды, например, ребёнок заболел, он может переключиться на грудь. Здоровый, нормально развивающийся ребёнок нуждается во взрослой, твёрдой, разнообразной пище!

Если ребёнок как вы пишите «ничего, ничего» не хочет брать в рот и пробовать, значит давление с вашей стороны было очень сильным, и возможно оно и сейчас продолжается.

Ребёнок защищает себя как может: отказываясь пробовать еду, отворачиваясь и крепко сжимая рот.

Можно предположить его мысли: «Стоит мне открыть рот и проявить интерес к чему-либо, как мне начнут пихать еду в рот. Остановить этот процесс будет не возможно. Лучше я вовсе не стану есть!»

Исправить эту ситуацию можно. И нужно!

План работы даю в курсе Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом>>>

И в первую очередь работать нужно не с ребёнком, а с собой. Со своим подходом к вопросу питания: менять привычки, убеждения и научиться понимать, как мыслит ребёнок.

Какие ваши действия, помогают ребёнку взрослеть, учиться есть, брать ответственность за питание на себя, а какие – наоборот, ставят его в ситуацию зависимого, безмолвного подчиненного.

То, что ребёнок «при приближении еды закрывает рот» показывает, что ребёнка кормите вы. До сих пор. Где его место в этом процессе?

В 1,5 года ребёнок нуждается в самостоятельной еде. Он может сам определить, сколько и чего ему съедать. Он может сам кушать самостоятельно.

Лучший вариант, когда с 6 мес. сразу начинаем прикорм правильно и понимаем ЧТО и ЗАЧЕМ делаем. Но даже сейчас ситуацию можно исправить.

Может ли быть что-то «сильнодействующее» в данной ситуации?

Мне очень интересно, что под этим подразумевается. Связать ребёнка и силой открыв рот складывать туда еду? Прекратить кормить грудью, чтобы заставить есть?

Мне эти меры не близки. Это насилие над ребёнком и психологическая травма.

Источник: https://uroki4mam.ru/grudnoj-rebenok-nichego-ne-est

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям и советы, что делать с агрессией

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда.

Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети.

Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи.

Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза.

Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Обязательное поощрение хороших поступков — отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

Читайте также  Гистероскопия: показания, виды, методы проведения

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании.

Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль.

При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью.

Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции.

Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева.

В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной.

Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину.

Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе — не наказание.

Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска.

Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми.

Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций.

Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено».

В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку.

Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке.

Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности — говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей.

Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым.

Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию.

Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/agressivnyj-rebenok.html

Источник: cmk56.ru

Мои Правила