Подросток и сложности в общении – почти синонимичные понятия. Трудный, переходный, кризисный возраст – это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.
Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?
Содержание
- Физиологические изменения
- Психологические изменения
- Особенности подросткового возраста
- Подростковый возраст и его особенности
- Анатомо – физиологические особенности подростков
- Психологические особенности подросткового возраста
- Поведенческие особенности подросткового возраста
- Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:
- Подростковый возраст. Сергиенко Е.А
- Развитие подростка: все основные аспекты
- Физическое развитие в переходной период
- Психоэмоциональное развитие подростка
- Нравственное и духовное развитие
- Особенности подросткового возраста
- Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
- Социально психологические особенности подросткового возраста
- О каких особенностях подросткового возраста должны знать родители
- Физиологические особенности
- Психологические особенности
- Рекомендации родителям
- Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте
- Психологические особенности подросткового возраста
Физиологические изменения
Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см.
, что является достаточно сложным испытанием для всего организма.
Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.
Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.
Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.
В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем.
Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках.
Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом.
К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний.
В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».
Читай также: Гигиена подростков: особенности ухода за собой
Психологические изменения
Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.
Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.
Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:
- с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
- с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.
Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.
Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто.
Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.
д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»
Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.
Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость.
Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка.
Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами.
Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах.
Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками.
И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее.
Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».
Читай также: Как преодолеть кризис в отношениях с подростком
Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.
Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.
Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.
Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.
Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался.
Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого.
Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.
Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.
Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики.
Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все.
Хорошо, что нас с мужем двое – когда один выходит из себя, вступает другой и наоборот. Пока держимся…»
Часто родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку, контролируя его желания и чрезмерно опекая. Родителям просто необходимо проявить инициативу, понять, что ребенок уже вырос из детских штанишек и помочь ему пережить сложный подростковый период как можно легче, сохраняя эмоциональную близость.
Залогом того, что подросток из ершистого негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.
Читай также: Подростки и родители: учимся понимать друг друга
Источник: http://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/article-35099-podrostkovyy-vozrast-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti/
Особенности подросткового возраста
- Подростковый возраст и его особенности
- Анатомо – физиологические особенности подростков
- Психологические особенности подросткового возраста
- Поведенческие особенности подросткового возраста
Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.
Подростковый возраст и его особенности
Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.
Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.
Анатомо – физиологические особенности подростков
Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.
Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.
Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.
Психологические особенности подросткового возраста
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.
Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
Поведенческие особенности подросткового возраста
Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.
Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.
В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.
Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:
- Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
- Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
- Уважать выбранную им позицию.
- Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
- Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.
Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.
Подростковый возраст. Сергиенко Е.А
Источник: https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html
Развитие подростка: все основные аспекты
Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.
В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей.
Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.
Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.
Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события.
Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.
Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.
Для этого специфического возраста характерны некоторая несбалансированность психоэмоциональной и физиологической сферы. Меняется эмоциональная основа, возникают первые биологические потребности в виде полового влечения, с чем не каждый может справиться самостоятельно. В результате — стрессы, напряжения, переживания.
Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.
Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.
Физическое развитие в переходной период
Психологические изменения в личности подростка происходят параллельно с активизацией физического развития. Часто изменения происходят синхронно, иногда — один из аспектов развития отстает. Но в обоих случаях в жизни ребенка возникает определенный дискомфорт, с которым нужно помочь справиться.
Признаки созревания определить просто:
- увеличение темпов роста;
- проявление половых признаков;
- усиление скелета.
Эти проявления характеризуются неравномерностью, но наличие общих черт можно определить у всех подростков. К ним относятся:
- изменения в конституции тела (рост, удлинение рук и ног, утяжеление скелета);
- формирование самостоятельного мышления, развитие правильной речи и способности четко выражать свои мысли;
- усиление памяти, с ярко выраженной способностью запоминать большие объемы информации с высокой скоростью;
- появление признаков абстрактного мышления;
- умение анализировать полученную информацию;
- нахождение связей и конструктивное логическое мышление
- половое созревание, которое происходит с разной скоростью и определяется типом личности.
Спорт в этом временном промежутке — почти панацея для правильного развития тела.
Формирование мышечной и скелетной системы происходит очень активно и правильно дозированные нагрузки позволяют обеспечить равномерное развитие, исключить дисбаланс и нарушения здоровья.
Одновременно при занятиях спортом активизируется иммунная система, которая может давать сбои в результате нагрузок, если процесс развития неконтролирован.
Во многих случаях развитие ребенка в подростковый период происходит без особых отклонений. Но, если родители заметили чересчур яркие отклонения в поведении ребенка, им необходимо обратиться за помощью к психологу.
Психоэмоциональное развитие подростка
У некоторых детей этот этап происходит практически незаметно, у других — выражен очень ярко. Ни одна, ни другая крайность не является чем-то необычным и не должна вызывать беспокойства у взрослых. Но желательно контролировать взросление сына или дочери, причем делать это очень деликатно и ненавязчиво.
Сопровождается взросление изменениями социальных факторов, среди которых можно выделить:
- переход на обучение разными преподавателями, что требует оценки и контроля взаимоотношений внутри социальной группы;
- переход общения со сверстниками на другой уровень;
- изменение ролевых отношений в семье, увеличение количества обязанностей, вовлечение в решение вопросов, общих для семьи.
В биологическом аспекте главное — половое созревание, что отражается на поведении и появлении первых признаков формирования личности взрослого человека.
У мальчиков этот период выражается в проявлениях агрессии, особенно к взрослым и критике их решений и рекомендаций. Это объясняется попытками выйти на лидерские позиции среди сверстников.
Тем или иным образом такая форма поведения типична для всех мальчиков.
Поведение подростков порой кажется глупым и немотивированным. Только опытный психолог сумеет установить контроль над становлением личности и направить его в нужное русло.
Нравственное и духовное развитие
Это чрезвычайно важная сторона воспитания. Если мировоззрение ребенка формировалось в среде общечеловеческих ценностей и высокого уровня морали, то лидерские качества и творческий потенциал будут реализованы в полной мере. Причем направлены они будут на созидание и соответствовать социальным нормам, принятым в обществе.
Одним из этапов становления подростка следует выбрать социальное развитие. Это предполагает формирование:
- определение своего места в социальной нише;
- половую идентификацию;
- поиск профессиональных предпосылок;
- развитие познавательных способностей.
Источник: http://www.beitdan.org.ua/ru/studios/helpful-information/razvitie-podrostka/
Особенности подросткового возраста
В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:
- повышенная чувствительность к оценке посторонних;
- предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
- противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
- эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
- борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.
Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
- Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
- Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
- Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
- Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
- Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
- Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.
Социально психологические особенности подросткового возраста
Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.
Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.
Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.
В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.
Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.
Источник: https://womanadvice.ru/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta
О каких особенностях подросткового возраста должны знать родители
Подростковый возраст считается самым сложным для обучения и воспитания ребенка. В период от 12 до 17 лет происходит переход из детства во взрослую жизнь. Данный процесс сопровождается серьезной психологической и физиологической перестройкой. Основная задача родителей и педагогов в это время – поддержать ребенка и помочь ему преодолеть все личностные кризисы.
Физиологические особенности
Особенности подросткового возраста связаны не только с переходом личности на новый уровень развития, но и с бурными физиологическими изменениями. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие определяют многие поведенческие реакции подростка. Родителям важно учитывать эти факторы, что поможет лучше понимать ребенка.
Основные особенности физиологического развития подростка связаны с половым созреванием и быстрым физическим ростом. У ребенка наблюдается резкое изменение роста, веса и пропорций тела, формируются вторичные половые признаки. У девочек начинаются менструации, у мальчиков – рост волос на лице и теле, первые поллюции, «ломка» голоса.
Быстрая перестройка организма провоцирует эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. У мальчиков период наибольшей эмоциональней нестабильности приходится на возраст от 11 до 13 лет, у девочек – 13-15 лет.
Отдельная проблема подросткового возраста проявляется в виде угловатости, которая связана с неравномерным ростом (сначала вырастают кисти рук и стопы, потом конечности, и только после этого – туловище). Многие подростки становятся неуклюжими, в связи с этим у них появляются серьезные комплексы.
Психологические особенности
Основные особенности психологического развития подростков связаны с изменением ведущей деятельности и социального статуса. Эти перемены характеризуются несколькими особенностями.
Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, а взаимоотношения с родителями и родственниками отодвигаются на второй план.
Развитие ребенка в подростковом возрасте – переход от детства и зависимости от родителей к самостоятельной жизни и пониманию личной ответственности.
В результате этих изменений в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослых и возрастает значимость мнения сверстников. Общение с ровесниками дает ребенку возможность лучше познать себя через сходство с другими, а также позволяет сформировать нормы поведения в обществе.
У подростка возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе. Обычно такие группы отличаются специфическими формами поведения, имеют собственные нормы и установки.
Внешне они противоречат нормам, которые установлены взрослыми.
Смена интересов обычно плохо отражается на школьной успеваемости, поэтому родители пытаются ограничить ребенка в общении со сверстниками, что также порождает конфликты.
Подросток осознает свой меняющийся социальный статус, старается расширить собственные права, начинает стремиться к независимости. Это нормальный процесс, который позволяет ему исследовать свои возможности и научиться самостоятельности.
В этот период очень важны правильно установленные ограничения.
Только с их помощью подросток сможет в безопасных условиях получить представления о рамках дозволенного, в то время как предоставление ему полной свободы действий может привести к весьма серьезным и необратимым последствиям.
Рекомендации родителям
Одна из частых родительских ошибок в период подросткового возраста – стремление полностью оградить детей от ошибок и трудностей. Родители сами получили негативный жизненный опыт, поэтому им кажется, что они все делают правильно, пытаясь направить ребенка на нужный путь. Но при этом они забывают, что человек не может учиться только на положительном опыте.
Взрослое, осознанное понимание себя и своей позиции в обществе может сформироваться, в том случае если подросток будет иметь представление, как о позитивных, так и о негативных сторонах жизни.
При этом родителям необходимо ограждать его от крайностей и не позволять совершать непоправимых ошибок.
Для этого следует использовать четкую систему требований, поощрений и наказаний, а также установить доверительные отношения с ребенком.
Система требований и правил должна быть хорошо аргументирована и понятна ребенку. Важно, чтобы он принимал участие в ее обсуждении, знал обо всех предъявляемых к нему требованиях и был согласен с мерами наказаний за их невыполнение. Устанавливая подростку какие-либо запреты, необходимо опираться на следующие правила:
- Каждое новое правило вводите путем диалога, в котором существует равенство позиций взрослого и подростка. Важно уважать право выбора ребенка, в том числе и право на совершение ошибки.
- Ребенку нужно объяснять, что вас не устраивает в его действиях, но не в нем самом. При этом четко аргументируйте любой запрет.
- Любые ограничения применяйте последовательно, а не используйте лишь в качестве угрозы.
- Правил и запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Позволяя ребенку принимать самостоятельные решения, нельзя допускать вседозволенности.
- Не ограждайте ребенка от отрицательных последствий его действий или бездействия. Только так он может научиться ответственности.
- Забота о ребенке должна выражаться не только в форме требований, но и в виде эмоциональной поддержки, искреннего интереса к его жизни, проявления гордости за него.
Своими нежелательными действиями или протестами ребенок всегда преследует определенную цель. Выясните, какова его мотивация, и попытайтесь совместно найти другие пути достижения цели. Например, если девочка начала злоупотреблять косметикой, вместо полного запрета лучше предложить дочке занятия с визажистом, где она научится наносить макияж красиво и со вкусом.
Если родители будут относиться к проблемам ребенка внимательно и с уважением, а также покажут, что как личность он имеет равные с ними права, им наверняка удастся пережить период подросткового возраста без больших потрясений.
Источник: http://www.wjtoday.ru/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta/
Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте
1.5 . Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте.
Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события.
У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет.
В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции. Это значит только то, что они работают по разным расписаниям.
Это индивидуальное расписание – вероятно наследственная черта. Если половое созревание у родителей наступило позже, то у их детей оно обычно наступает позже.
Половое созревание мальчиков начинается в среднем на два года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков – в 13 лет.
Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше. Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы.
Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.
За двухлетний период
тело мальчика почти завершает
превращение в мужчину. В последующие
2 года его рост будет медленно
увеличиваться на 5-6 см в год
и затем практически остановится.
Мальчик, так же
как и девочка, может пережить
период физической и эмоциональной
неловкости, стараясь научиться
управлять своим новым телом
и новыми чувствами. Так же
как его голос – то высокий,
то низкий, сам он – одновременно
и мальчик и мужчина.
Здесь уместно
поговорить о трудностях взаимоотношений
между мальчиками и девочками
в школе в период полового
созревания и зрелости. В одном
классе учатся мальчики и девочки
одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста.
Она опережает
мальчика по развитию, она выше
ростом, у неё более «взрослые»
интересы. Ей хочется ходить на
танцы и принимать ухаживания, а он ещё маленький дикарь, который считает постыдным обращать
внимание на девчонок. В этот
период при организации внеклассных
мероприятий лучше объединять
различные возрастные группы, чтобы
детям было интереснее.
Мальчик, чье
половое созревание задерживается,
который всё ещё меньше других
по росту, в то время как
его товарищи вырастают в мужчин, ещё больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании
девочка. Рост, телосложение и
сила играют огромную роль
в глазах детей этого возраста.
Но в некоторых семьях, вместо
того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет
на 24-27 см, родители ведут мальчика
к врачу, умоляя провести курс
специального лечения. Это ещё
больше убеждает мальчика, что
с ним действительно что-то
не в порядке.
Разумнее и
безопаснее позволить нормальному
мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врождённым «планом».
Половое созревание
меняет структуру кожи. Поры увеличиваются
и выделяют больше жира. От
скопления жира, пыли и грязи
образуются угри. Угри ещё больше
расширяют поры, что облегчает
проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию
или прыщик. У подростков также
усиливается выделение пота.
Психологические изменения. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен, внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значения (девочка с веснушками может думать, что они её уродуют).
Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет.
Его движения становятся угловатыми, потому что он ещё не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудрённым жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно.
Но в следующую минуту он чувствует себя ребёнком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить половые желания. Он ещё не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и девочки в этом возрасте часто влюбляются. Например, мальчик может восхищаться своей учительницей.
Спустя некоторое время, мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но пройдёт ещё много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свои чувства в лицо.
Требование свободы
часто означает страх перед
ней. Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу.
Для стремительно взрослеющего
подростка естественно настаивать
на своих правах достоинстве,
приличествующих его ступени
развития. Ему приходится напоминать
родителям, что он уже не
ребёнок.
Но родители не должны
буквально понимать каждое требование
ребёнка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка
пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в
своей способности быть таким
знающим , умелым, утонченным и
обаятельным, каким бы ему хотелось
быть. Но он никогда не признается
в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям.
Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.
Подросткам
необходимо руководство. Учителя,
психиатры и другие специалисты,
работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их
родители были с ними немного
построже, так же как родители
некоторых их друзей, и учили
бы их, что хорошо и что плохо.
Это не значит, что родители
должны стать судьями своих
детей.
Если решение родителей
разумно, подросток принимает
его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители в
праве сказать: «Мы лучше знаем», но с другой – они должны
чувствовать и проявлять глубокое
доверие к своему ребёнку, к
его суждениям и его нравственности.
Ребёнка удерживает на правильном
пути главным образом здоровое
воспитание и уверенность в
том, что родители доверяют
ему.
Напряженность,
возникающая иногда в отношениях
между подростками и их родителями, частично объясняется естественным
соперничеством.
Подросток осознаёт, что пришла очередь покорять
мир, привлекать противоположный
пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти.
Родители подсознательно это чувствуют и. разумеется, не очень довольны.
Возможны также
трения между отцом и дочерью,
между матерью и сыном. Родители, безусловно, привязаны к своим
детям-подросткам, и это помогает
нам понять, почему мать в душе
или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.
1.6 Нарушения поведения у подростков.
Проблема нарушения
поведения в подростковом возрасте
стала наиболее актуальной в
последнее десятилетие и во
многом связана с таким феноменом,
как акселерация, т.е. ускорение
физического развития и полового
созревания.
Хотя большинство современных
подростков уже в 13-15 лет по
своему внешнему виду и сексуальному
развитию соответствуют 18-19-летним
юношам и девушкам, в своём
поведении и эмоциональных проявлениях
многие остаются инфантильными.
Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.
У многих
подростков наблюдается явный
диссонанс между физическим и
социальным развитием.
Некоторые
стороны психического развития
не успевают за ускоренным
физическим развитием, и могут
сохраняться детские интересы
и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому
влиянию, неразвитое чувство
ответственности и долга, причудливо
переплетающиеся с внешней кажущейся
взрослостью. В выраженных случаях
наблюдается дисгармоничный инфантилизм.
Инфантильные
подростки не способны критически
оценивать себя и свои поступки.
Они требуют от окружающих, чтобы
к ним относились как ко
взрослым, какими они стали внешне
выглядеть и каковыми сами
оценивают себя.
Им хочется быть
самостоятельными, но дома их
ограничивают родители, а в школе
их поведение контролируют учителя.
Поэтому они находят компенсацию
своей независимости вне дома
и школьных стен.
Помимо проблем,
связанных с диспропорцией физического
и психологического развития
современных подростков, существует
и диссонанс между самими подростками
одного и того же возраста.
У одних физическое и сексуальное
созревание происходит быстрее,
у других медленнее.
То же
самое и в отношении материального
достатка семьи – в одном
классе или в одном дворе
могут быть дети из очень
обеспеченных семей и из семей
с малым достатком.
Реакция отказа. Реакция отказа от общения, игр, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников.
В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например перевод в новую школу или переезд на новое место жительства. В таких случаях подросток общается со всеми, кроме родителей, считая их виновными.
Эта реакция может быть и у детей , лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.
Особенно выражена
реакция отказа, если ребёнок
попадает в условиях, где всё
разительно отличается от его
домашнего уклада и где с
ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишён любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.
Внешне подростки
выглядят подавленными, поникшими,
печальными, ходят с опущенной
головой, сторонятся сверстников
и воспитателей, могут пассивно
подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.
Если ситуация
не меняется и подросток продолжает
вести себя так же, то могут
возникнуть подозрения о психическом
заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть
в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково, или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется и никаких психических нарушений не наблюдается.
Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним.
Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.
Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребёнка вундеркинда, ставят перед ним непосильную задачу в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
Реакции протеста
бывают пассивными и активными.
Пассивные реакции протеста –
это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого,
который вызвал такую реакцию,
утрата прежнего эмоционального
контакта и стремление избегать
общения с ним.
Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упрёки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка.
Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.
У подростков же с психопатией реакции протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу «двигательной бури», когда подросток в гневе может проявить агрессию, сломать предметы, разразиться бурной, злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации.
Наряду с нарушением поведения у подростка возникают и вегетативные реакции – лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащён, подросток часто и глубоко дышит.
Активные реакции
протеста могут выражаться и
в стремлении делать назло,
причинить вред обидчику, отмстить
с помощью оговора, лжи, кражи,
вплоть до жестоких поступков
и даже убийства животного,
принадлежащего человеку, обидевшему
подростка. В некоторых случаях
реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции может не соответствовать раздражителю.
Из-за обиды,
после наказания или из-за чрезмерных
претензий родителей подросток
может убежать из дома.
Реакция оппозиции
бывает и при повторном браке
родителей, когда в семье появляется
отчим или мачеха и их дети
или если в семье рождается
ещё один ребёнок. В этих
случаях это своеобразная детская
ревность, когда подростку уделяется
меньше внимания, чем раньше, и
это соперничество с новым
членом семьи за ту же степень
внимания матери.
Источник: http://stud24.ru/psychology/fiziologicheskie-i-psihologicheskie-izmeneniya-v/333864-1005246-page1.html
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки.
Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка.
В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе. Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым. Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы. Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально». Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом. Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности. Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные. Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала. Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:
- Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
- Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
- Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
- Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
- Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.
- Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
- Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
- Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).
При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное.
Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.
Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка.
Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого. Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса.
Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.
Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя.
Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств.
«Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc
Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.
Источник: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399
Источник: