Содержание
- 1 Вынужденные переселенцы: понятие и правовое положение
- 2 Статья 1. Основные понятия
- 3 Вынужденные переселенцы: понятие, статус.
- 4 Статус беженцев и вынужденных переселенцев
- 5 Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- 6 Конституционное право
- Вынужденные переселенцы: понятие и правовое положение
- Статья 1. Основные понятия
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Вынужденные переселенцы: понятие, статус.
- Статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Конституционное право
- Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Источники
Вынужденные переселенцы: понятие и правовое положение
Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в законодательстве РФ связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на терр. РФ, вспыхнувшими после распада СССР. С целью оказания помощи лицам, вынужденным покинуть места своего постоянного проживание, в РФ был принят ФЗ «О вынужденных переселенцах» в 1993 году.
Вынужденный переселенец – это прежде всего гражданин РФ, покинувший место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к опред. соц. группе или политических убеждений. Это может быть: 1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. иностр. государства и прибывший на терр. РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. одного субъекта РФ и прибывший на терр. другого субъекта РФ.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: а) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; б) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; в) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии, ЧС природного и техногенного характера.
Процедура признания лица вынужденным переселенцем: 1) обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в уполномоченные органы; 2) рассмотрение ходатайства; 3) принятие решение по нему. Итогом принятия положительного решения является выдача удостоверения сроком на 5 лет.
Данные лица обладают правами и обязанностями наравне с гражданами РФ. Приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права (это получение: 1) направление на проживание в центре временного размещения ЦВР; 2) питания и пользование коммунальными услугами в ЦВР; 3) единовременного денежного пособия; 4) содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания) и дополнительные обязанности (1) соблюдать установленный порядок и санитарно-гигиенические нормы в ЦВР; 2) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в органе ФМС и встать на учет по новому месту жительства; 3) проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы; 4) сообщать в территориальный орган ФМС сведений об изменении Ф.И.О., состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или другого государства.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10036 —
| 7502 — или читать все.
Статья 1. Основные понятия
Статья 1. Основные понятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем , — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;
3) временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
4) место временного содержания — это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, — это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;
фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее — фонд жилья для временного поселения), — это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
Вынужденные переселенцы: понятие, статус.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в ее пределах.
Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии ходатайства. После этого данный орган принимает решение о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет (трех – для беженца).
ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом « О вынужденных переселенцах» ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ). Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 1 настоящего Закона дает определение понятия « вынужденный переселенец. Так, в ней записано:
1. вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого объекта Российской Федерации.
3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
[3]
4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Однако, существует и ряд обстоятельств, по которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, в частности:
— при совершении лицом преступления против мира, человечности или другого тяжкого преступления, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации;
— в случае не обращения по уважительным причинам с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
— в случае, когда лицо покинуло место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на:
1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации , но не ниже 100 рублей;
2) получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель ( заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного переселения на территории Российской Федерации ;
[1]
4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами ;
5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на пять лет и выдается удостоверение, действительное на всей территории Российской Федерации.
Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами площади;
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Лишение статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.
Статус беженцев и вынужденных переселенцев
Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:
– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;
– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;
– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;
– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;
– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.
Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:
- они не являются гражданами РФ;
- они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
- они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
- они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.
Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.
Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.
В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.
Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).
Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.
В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.
Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:
– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;
– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;
– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,
– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.
В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.
Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.
[2]
Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.
Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.
Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.
Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.
Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.
В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.
Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.
Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:
— вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;
— при осуществлении преследования в различных формах;
— вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;
— вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.
Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан — как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.
Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.
Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.
В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.
Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.
Среди прав:
— получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;
— получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— получение питания и пользование коммунальными услугами;
— охрана в целях обеспечения безопасности;
— пользование жилыми помещениями;
— медицинская и лекарственная помощь;
— получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;
— социальная защита, в том числе социальное обеспечение;
— содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;
— получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;
— обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;
— участие в общественной деятельности государства;
— добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:
— соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;
— своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;
— соблюдать установленный порядок проживания;
— в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;
— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.
Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:
— Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;
— Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;
— Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;
— Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.
Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:
— Конституцией РФ (ст. 63 и др.);
— Федеральным законом от 19 февраля 1993 г № 4528-1 «О беженцах»;
— Федеральным законом от 19 февраля № 4530-1 1993 г. «О вынужденных переселенцах».
Вынужденными переселенцами могут быть признаны:
— гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;
— иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.
Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:
1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;
2) преследование в иных формах;
3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;
4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.
Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.
Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:
— совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;
— в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;
— покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов:
— обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;
— выдача свидетельства о регистрации ходатайств;
— принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.
Вынужденный переселенец обладает правом:
— самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;
— получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.
Вынужденный переселенец обязан:
— соблюдать Конституцию России, федеральные законы;
— соблюдать правила проживания в центре временного размещения;
— при перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;
— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.
Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.
Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:
— прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;
— выезда за пределы России для постоянного проживания;
— осуждения за преступление на основании приговора суда;
— умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, которые послужили основанием для признания вынужденным переселенцем.
Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.
В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами
Что же касается работников международных организаций, то на них так называемый «режим дипломатической неприкосновенности» в Российской Федерации распространяется либо вследствие международного договора о создании международной организации (в котором предусмотрена подобная норма), подписанного Российской Федерацией, либо вследствие специального распоряжения уполномоченного на то органа государственной власти Российской Федерации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8987 —
| 7235 — или читать все.
Конституционное право
Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
Современный мир со второй половины XX в. стал ареной глобальных миграционных процессов. Создание ООН, ее активная роль в упорядочении отношений между регионами, государствами, между людьми на принципах международного права сыграли огромную роль в разрешении острейших проблем беженцев.
Миграционные процессы не обошли стороной и Россию. Перемещения людей из других стран в Россию и на самой ее территории являются следствием распада СССР, вспыхнувших на его бывшей территории межнациональных конфликтов, конфликтов на почве сепаратизма на самой территории Федерации. Мощные миграционные потоки порождают необходимость решения сложных вопросов, связанных с гражданством, обеспечением основных нрав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев.
Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г., Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 г. сформулировали определение беженцев, являющееся универсальным по сфере применения. Федеральный закон «О беженцах» установил, что
под беженцем понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Некоторые категории лиц не могут быть признаны беженцами . Это лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества: лица, которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов Российской Федерации и до того, как они были допущены на территорию России в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцами; лица, которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; лица, за которыми компетентными органами государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; лица, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Беженцами не могут быть признаны также иностранные граждане, покинувшие страну гражданства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По различным причинам многие граждане России вынуждены были покинуть места постоянного проживания, переехать из бывших советских республик в Россию либо переместиться из одних регионов страны в другие в поисках более безопасной жизни. Такие лица в российском законодательстве определяются как вынужденные переселенцы. Согласно Федеральному закону «О вынужденных переселенцах»
вынужденный переселенец — лицо, которое является гражданином Российской Федерации, покинуло место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и изменившее место жительства в пределах этой территории по названным обстоятельствам.
Итак, одно из основных отличий правового статуса беженца от правового статуса вынужденного переселенца состоит в том, что беженец — это всегда иностранный гражданин, а вынужденный переселенец — это, как правило, гражданин России. Это обусловливает более широкую систему льгот, предусмотренных для них законодательством. Профессор Л.Д. Воеводин, исследуя основы юридического статуса этих категорий лиц, справедливо отмечает очень важную деталь: и беженцы, и вынужденные переселенцы — бывшие граждане России. По его мнению, главное заключается в том, что для выезда из страны их пребывания у каждой из этих категорий лиц имеются разные побуждения:
Если беженцы покидают страну стихийно, под влиянием непредвиденных обстоятельств (военные действия, жестокое обращение, геноцид, расовая, национально-этническая рознь, религиозное преследование и пр.) — тут нет свободного проявления воли человека, то вынужденные переселенцы выезжают из страны, может быть, под влиянием тех же обстоятельств, но делают это обдуманно, по собственной воле и желанию, с соблюдением установленных страной пребывания процедур. Они, например, могут распоряжаться своим имуществом. Отсюда, в отличие от беженцев, вынужденные переселенцы располагают льготами как в стране своею прежнею пребывания, так и в принимающем государстве.
Беженцы отличаются от обычных иностранцев тем, что они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами. Конституционно-правовая правоспособность беженца возникает с момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством пребывания, в котором он желает получить убежище. Вынужденные переселенцы наделяются правоспособностью с момента рождения.
Если лицу отказано в признании беженцем, оно должно покинуть территорию России в течение трех дней со дня получения уведомления об отказе, если оно подавало ходатайство в пункте пересечения границы Российской Федерации, или в месячный срок — если ходатайство подавалось в другом порядке. Если же лицо получило свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, у него появляются определенные права и обязанности (например, пользоваться услугами переводчика, право на провоз багажа к месту пребывания, право на получение единовременного денежного пособия, право на размещение в центре временного размещения (ЦВР), право на получение питания, на медицинскую и лекарственную помощь, на направление на профессиональное обучение в ЦВР или помощь в трудоустройстве).
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленной формы, которое удостоверяет личность беженца. Удостоверение действительно на всей территории России и является основанием для регистрации в установленном порядке беженца, членов его семьи в территориальном органе внутренних дел. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Каждый последующий год территориальный орган ФМС может продлевать этот срок на каждый последующий год.
Беженцы обладают достаточно большим объемом прав и свобод. Лицо, проживающее за границей и получившее статус беженца, имеет право рассчитывать на помощь в оформлении документов на въезд в Россию, получает содействие в обеспечении проезда и провоза багажа. Будучи размещенным в центре временного размещения, беженец до убытия по месту пребывания получает питание и пользуется коммунальными услугами и т.п. Беженцы имеют право на пользование жилым помещением для временного поселения, получают медицинскую помощь и лекарственное обеспечение. Они имеют ряд социально-экономических прав наравне с российскими гражданами: на профессиональное обучение, работу по найму, социальную защиту, образование. Они могут обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное жительство, на приобретение гражданства Российской Федерации. За беженцем сохраняется право на возвращение в государство своей гражданской принадлежности, а также на выезд в третье государство.
Закон о беженцах предусматривает два основания прекращения статуса беженца: (1) утрата этого статуса, если лицо получило разрешение на постоянное проживание на территории России или приобрело гражданство России; добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; снова добровольно приобрело прежнее гражданство; приобрело гражданство иностранного государства и пользуется его защитой; добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло из-за опасений преследования; не может более отказываться от защиты государства своей гражданской принадлежности в связи с тем, что более не существуют обстоятельства, предусмотренные Законом о беженцах; не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего места жительства в связи с тем, что обстоятельства, вынудившие его покинуть это государство, более не существуют; (2) лишение статуса беженца, которое выступает в качестве меры конституционно-правовой ответственности при осуждении судом за совершение преступления на территории России либо за сообщение заведомо ложных сведений или предоставление фальшивых документов, послуживших основанием для признания беженцем.
Лицо, утратившее статус (либо лишенное статуса) беженца, имеет право соответствующее решение обжаловать. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул.
На территории России могут находиться лица, которые по своему правовому положению близки к беженцам, — это лица, ходатайствующие о предоставлении им временного убежища . Порядок предоставления временного убежища определяется Правительством РФ: соответствующее решение принимается территориальным органом по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временного пребывания на территории России в случаях, если они имеют основания для признания их беженцами либо не имеют таких оснований, но из гуманных соображений не могут быть выдворены за пределы Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи либо гуманных причин, требующих временного пребывания такого лица на территории Российской Федерации, до устранения таких причин или изменения правового положения лица. Лицо, подавшее заявление о предоставлении временного убежища, обязано пройти медицинское освидетельствование в объеме требований медицинского сертификата. После этого территориальным органом миграционной службы такому лицу выдается свидетельство о предоставлении временного убежища.
Временное убежище предоставляется сроком на один год и может продлеваться на каждый последующий год. Утрата временного убежища и лишение временного убежища производятся по тем же основаниям, что и в отношении беженцев.
Проблема вынужденных переселенцев имеет два аспекта — внутренний и внешний. Как уже отмечалось, вынужденные переселенцы — это российские граждане. Одни из них мигрируют из одного субъекта Федерации в другой. С формальной точки зрения, как отмечает С.А. Авакьян, — это внутренняя миграция. Граждане России, проживающие за границей, в результате резкого обострения обстановки в местах их проживания вынуждены искать пристанища для себя и своей семьи на территории России. В этом случае это внешняя миграция. Разделить эти две группы лиц невозможно 1 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. С. 309. 310. . Они могут претендовать и реально получают статус вынужденных переселенцев.
Не могут быть признаны вынужденными переселенцами лица, которые: совершили преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации; не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства России; покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для наделения его правами, возложения обязанностей, предоставления гарантий, установленных законодательными актами Российской Федерации. Вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать местожительства на территории России. Он может проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание (независимо от размера жилой плошали) либо получить у федерального органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения либо в помещении из фонда жилья для временного поселения.
Вынужденный переселенец утрачивает право: (1) на проживание в указанных помещениях при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, а также если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев; (2) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одиноких родителей с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, обеспечивается правом на бесплатный проезд и провоз багажа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В обязанности вынужденного переселенца входит: (1) соблюдать Конституцию РФ и законы; (2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев; (3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы.
Источники
- Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
- Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
- Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
- Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Беженцы и переселенцы — определения статусовОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников
Опытный юрист с 10 летним стажем.
Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).
Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.
Источник: